Ни один работодатель на 100% не застрахован от несчастных случаев на производстве. Поэтому сотрудники каждой компании должны быть знакомы с правилами оказания первой помощи, а каждый работодатель обязан обеспечить все необходимые меры безопасности. К тому же этого требуют законы.
Важно руководствоваться:
- нормами ТК РФ;
- порядком оказания первой помощи;
- требованиями к размещению, хранению и использованию аптечек для оказания первой помощи пострадавшим
Нормативные акты достаточно динамичны, поэтому стоит следить за поправками. Так, в 2024 – 2025 годах изменения коснулись порядка оказания первой помощи и требований к аптечкам. Остановимся на новых правилах подробнее.
Что изменилось в порядке оказания первой помощи с 1 сентября 2024 года
С 1 сентября 2024 года вступил в силу новый Порядок оказания первой помощи, утверждённый Приказом Минздрава России от 3 мая 2024 № 220н, а также поправки в посвящённую первой помощи статью 31 закона «Об основах охраны здоровья граждан», предусмотренные Федеральным законом от 14 апреля 2023 года №135-ФЗ.
Прежде всего нужно обратить внимание, что изменилось определение первой помощи.
Справка! Первая помощь — комплекс мероприятий, направленных на сохранение и поддержание жизни и здоровья пострадавших и проводимых при несчастных случаях, травмах, ранениях, поражениях, отравлениях, других состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью пострадавших, до оказания медицинской помощи. Первая помощь оказывается лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами, в том числе сотрудниками органов внутренних дел РФ, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб, а также самими пострадавшими (самопомощь) или находящимися вблизи лицами (взаимопомощь) в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В Приказе №220н закрепили последовательность проведения первой помощи пострадавшим.
В каких случаях нужно оказывать первую помощь
В Приложении № 1 к документу перечислен перечень состояний, при которых оказывается первая помощь.
В их числе:
- отсутствие сознания;
- остановка дыхания и (или) остановка кровообращения;
- нарушение проходимости дыхательных путей инородным телом и иные угрожающие жизни и здоровью нарушения дыхания;
- наружные кровотечения;
- травмы, ранения и поражения, вызванные механическими, химическими, электрическими, термическими поражающими факторами, воздействием излучения;
- отравления;
- укусы или ужаливания ядовитых животных;
- судорожный приступ, сопровождающийся потерей сознания;
- острые психологические реакции на стресс.
Поскольку первая помощь оказывается до медицинского вмешательства, работодателю нужно ознакомить работников с перечнем перечисленных состояний, необходимых мероприятий и последовательностью их проведения.
Как действовать при несчастном случае
Необходимые действия и их последовательность перечислены в Приложении №2 Порядка. Компактно алгоритм изложен Минздравом (рисунок 1).
Рисунок 1. Информация Министерства здравоохранения Российской Федерации от 1 сентября 2024 г. «Алгоритмы оказания первой помощи»

Для оказания первой помощи требуется аптечка. Работодатель обязан укомплектовать аптечками первой помощи рабочие места, следить за маркировкой, сроком годности и обновлением лекарств и медицинских изделий.
Аптечки первой помощи: чем укомплектовать, как рассчитать количество и организовать места хранения
С 1 марта 2025 года вступили в силу новые Требования к размещению, хранению и использованию аптечки для оказания работниками первой помощи пострадавшим с применением медицинских изделий. Минтруд России утвердил их Приказом от 9 августа 2024 № 398н.
Документом установлены чёткие критерии для определения необходимого количества аптечек и выбора оптимальных мест их размещения.
Работодателям необходимо рассчитать необходимое количество аптечек, обеспечить их комплектность, правильно организовать места для их хранения.
Чем должна быть укомплектована аптечка
Аптечка должна быть укомплектована в соответствии с требованиями, утверждёнными Приказом Минздрава России от 24 мая 2024 №262н.
Это 12 видов медицинских изделий в общем количестве не менее 33 штук. В их числе:
- медицинская маска;
- медицинские перчатки;
- устройство для проведения искусственного дыхания;
- кровоостанавливающий жгут;
- бинты;
- медицинские салфетки;
- лейкопластыри;
- изотермическое покрывало;
- ножницы.
Также аптечка комплектуется:
- инструкцией по оказанию первой помощи с использованием аптечки;
- блокнотом формата не менее A7;
- чёрным (или синим) маркером или карандашом;
- футляром или сумкой.
Контроль за комплектацией аптечек, их пополнением, сроком годности медизделий – обязанность работодателя. Периодичность контроля можно установить самостоятельно.
Что учесть при подсчёте количества аптечек
Чтобы рассчитать количество аптечек и число мест для их размещения, необходимо учитывать:
- среднесписочную численности организации;
- специфику деятельности;
- результаты оценки профрисков;
- мнение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии).
Каким требованиям должны соответствовать места хранения
Места для размещения и хранения аптечек должны:
- предусматривать беспрепятственный доступ к аптечкам;
- обеспечивать сохранность аптечек в соответствии с указанными на упаковке требованиями производителей медицинских изделий;
- обозначаться соответствующими сигнальными цветами и знаками (Приложение Л ГОСТ 12.4.026-2015).
Места для размещения и хранения аптечек нужно обозначить на информационных стендах, в уголках по охране труда, в местах проведения инструктажей по охране труда, на плане эвакуации людей при пожаре.
Работодатель вправе установить дополнительные требования к порядку размещения, хранения и использования аптечек в организации, опираясь на специфику деятельности организации и профессиональные риски, при условии, что такие требования не противоречат законодательству.