В апреле 2025 года вступил в силу ряд важных изменений в сфере электроэнергетики. Они коснулись Правил оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон и проведения мониторинга риска нарушения работы субъектов электроэнергетики в сфере электроэнергетики, Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, а также Методики проведения оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон.
Обзор этих поправок приводим в материале.
1. По обновлённым Правилам оценивают готовность субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон и проводят мониторинг риска нарушения работы субъектов электроэнергетики в сфере электроэнергетики
Поправки в Правила внесли Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2024 № 1976. С 1 апреля 2025 года они вступили в силу.
Скорректировали и дополнили перечень информации, которая используется для оценки готовности и оценки риска нарушения работы, а также мониторинга риска нарушения работы (п.4 Правил).
В частности, это информация:
- содержащаяся в базе данных об авариях в электроэнергетике, порядок систематизации которой определён Правилами расследования причин аварий в электроэнергетике, утв. ПП РФ от 28 октября 2009 № 846;
- представляемая субъектами электроэнергетики, в отношении которых осуществляется оценка готовности и (или) оценка риска нарушения работы, в государственную информационную систему топливно-энергетического комплекса (ГИС ТЭК);
- представляемая в соответствии с перечнем представляемой субъектами электроэнергетики информации, формой и порядком её представления, установленными Минэнерго России.
- о реализации инвестиционной программы, представляемая субъектами электроэнергетики, в отношении которых осуществляется оценка готовности или оценка риска нарушения работы, в соответствии с Правилами осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утверждёнными ПП РФ от 1 декабря 2009 № 977;
- о наличии и выполнении предписаний, выданных в рамках федерального государственного контроля (надзора), и противоаварийных мероприятий, разработанных по результатам расследования причин аварий в электроэнергетике, представляемая Ростехнадзором в рамках межведомственного взаимодействия;
- информация, сбор, обработку и анализ которой в соответствии с Правилами создания и функционирования штабов по обеспечению безопасности электроснабжения, утверждёнными ПП РФ от 16 февраля 2008 № 86, осуществляют штабы по обеспечению безопасности электроснабжения, представляемая в Минэнерго России в соответствии с методикой проведения оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон, утверждаемой Минэнерго России;
- о несоблюдении нормативного времени включения в сеть генерирующего оборудования из состояния резерва по диспетчерской команде системного оператора в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утверждёнными ПП РФ от 27 декабря 2010 № 1172, представляемая системным оператором;
- о результатах расчёта индексов надёжного функционирования объектов электросетевого хозяйства высшим классом номинального напряжения ниже 110 кВ, осуществляемого Минэнерго России в соответствии с методикой.
Установлено, что результаты оценки риска нарушения работы субъектов электроэнергетики, оказывающих услуги по передаче электроэнергии только с использованием объектов электросетевого хозяйства высшим классом номинального напряжения ниже 110 кВ, используются при оценке территориальных сетевых организаций на предмет отсутствия технических и (или) организационных возможностей предотвращения нарушения электроснабжения и (или) ликвидации его последствий, осуществляемой штабами по обеспечению безопасности электроснабжения в субъектах РФ в соответствии с Правилами создания и функционирования штабов по обеспечению безопасности электроснабжения, утверждёнными ПП РФ от 16 февраля 2008 № 86 (п.5.1 Правил).
На основании информации (п.4 Правил) рассчитывается индекс готовности о принятии решения о готовности, проводится мониторинг риска нарушения работы субъектов электроэнергетики в сфере электроэнергетики. Его проводит Минэнерго России с привлечением системного оператора и иных экспертных организаций. Учитываются итоги работы комиссии по оценке выполнения условий готовности и (или) комиссии по оценке достижения показателей надёжного функционирования.
В случае если по итогам работы комиссии выявлены отклонения фактических сведений от представленной субъектом электроэнергетики отчетной информации, используемой для оценки выполнения условий готовности или оценки достижения показателей надёжного функционирования, субъект электроэнергетики в течение пяти рабочих дней после завершения работы комиссии представляет скорректированную по итогам работы комиссии отчётную информацию:
- используемую для оценки выполнения условий готовности, - системному оператору;
- используемую для оценки достижения показателей надёжного функционирования, - в Минэнерго России.
В указанном случае для расчёта индекса готовности или индекса надёжного функционирования используется скорректированная отчётная информация, представленная субъектом электроэнергетики, а если субъектом электроэнергетики в установленный срок (пять рабочих дней) скорректированная отчётная информация не представлена, — фактические сведения, определённые по итогам работы комиссии.
В случае если по итогам работы комиссии установлен факт предоставления субъектом электроэнергетики недостоверной отчётной информации, указанное обстоятельство отражается в протоколе по итогам работы комиссии и учитывается при оценке выполнения условий готовности и расчёте индекса надёжного функционирования (п.12.2 Правил).
Решение о готовности субъекта электроэнергетики к работе в отопительный сезон теперь принимается не позднее пятого рабочего дня ноября текущего года (п.14 Правил).
Субъект электроэнергетики, имеющий в своём составе объект оценки с уровнем готовности «Не готов» или «Готов с условиями», который на момент принятия решения о готовности субъекта электроэнергетики не выполнил или частично выполнил условия готовности, формирует в отношении указанного объекта оценки план мероприятий по обеспечению выполнения соответствующих условий готовности с указанием состава мероприятий и сроков их выполнения и направляет его в Минэнерго России в течение 15 дней со дня оформления решения о готовности (п.17 Правил).
Если комиссия, сформированная в период отопительного сезона, выявит факт представления субъектом электроэнергетики недостоверной отчётной информации, на основании которой принималось решение о готовности, паспорт готовности у такого субъекта отзовут в случае снижения пересчитанного по итогам работы комиссии индекса готовности объекта оценки, входящего в состав субъекта электроэнергетики, до уровня «Не готов».
Решение об отзыве паспорта готовности оформляется приказом Минэнерго России (п.18.1 Правил).
Скорректировали условия готовности к работе в отопительный сезон (п.19 – 27 Правил) – таблица 1.
Таблица 1. Условия готовности к работе в отопительный сезон
Группа условий готовности
|
Условия
|
Производство и отпуск энергии
|
- обеспечение готовности генерирующего оборудования к несению нагрузки в пределах величины располагаемой электрической мощности и регулированию реактивной мощности в пределах регулировочного диапазона;
- обеспечение готовности генерирующего оборудования, предназначенного для работы в режиме отпуска тепловой энергии, к несению тепловой нагрузки в пределах обязательств, предусмотренных договорами поставки тепловой энергии (мощности);
- выполнение прогнозного объёма увеличения установленной генерирующей мощности объектов электроэнергетики в связи с вводом в эксплуатацию новых объектов по производству электрической энергии в соответствии со сводным прогнозным балансом производства и поставок электрической энергии (мощности), формируемым ФАС;
- обеспечение готовности электросетевого оборудования к регулированию напряжения и реактивной мощности в пределах паспортного регулировочного диапазона.
|
Системная надежность
|
- выполнение графика технического обслуживания средств диспетчерского технологического управления и систем их гарантированного электропитания, а также отсутствие длительно (более 45 суток) выведенного из работы оборудования средств диспетчерского и технологического управления из-за неисправности;
- выполнение графика технического обслуживания устройств технологической и релейной защиты, сетевой, противоаварийной или режимной автоматики;
- выполнение заданий по настройке параметров работы устройств релейной защиты, сетевой, противоаварийной или режимной автоматики, а также отсутствие длительно (более 45 суток) выведенных из работы таких устройств из-за неисправности;
- соблюдение требований к объектовым программно-техническим комплексам и существующим диспетчерским каналам связи и передачи телеметрической информации с соответствующими диспетчерскими центрами системного оператора;
- соответствие установленным требованиям документов, определяющих порядок осуществления оперативно-технологического управления и порядок действий персонала по предотвращению и ликвидации нарушений нормального режима;
- соблюдение требований к оборудованию электростанций, участвующему в общем регулировании, а также в нормированном первичном и автоматическом вторичном регулировании частоты и перетоков активной мощности, в случае если законодательством РФ в сфере электроэнергетики предусмотрено участие соответствующих объектов в регулировании частоты;
- наличие разработанных и утвержденных в установленном порядке графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности), а также соответствующих выписок из указанных графиков на рабочих местах оперативного персонала, осуществляющего ввод графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности);
- выполнение заданий системного оператора по настройке срабатывания и объемам подключения потребителей к автоматике частотной разгрузки;
- соблюдение требований о наличии независимых каналов связи с узлами доступа сетей связи, к которым осуществляется подключение каналов связи и передачи телеметрической информации от объектов электроэнергетики;
- отсутствие не выполненных в установленные сроки предписаний федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного энергетического надзора, либо его территориального органа (далее - орган федерального государственного энергетического надзора), относящихся к условиям готовности, отсутствие невыполненных мероприятий, разработанных по результатам расследования аварий с участием органа федерального государственного энергетического надзора, невыполнение которых ограничивает реализацию основных функций оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в отопительный сезон;
- выполнение системным оператором разработанного им плана подготовки к работе в отопительный сезон;
- выполнение графика технического обслуживания оборудования, обеспечивающего функционирование централизованных систем противоаварийной и режимной автоматики, и отсутствие длительно (более 45 суток) выведенного из работы оборудования таких систем;
- отсутствие факта представления недостоверной отчетной информации, используемой для оценки выполнения показателей готовности.
|
Техническое состояние
|
- отсутствие фактов эксплуатации основного оборудования, главных паропроводов и линий электропередачи сверх назначенного в установленном порядке ресурса или срока эксплуатации без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению ресурса работы указанного оборудования или технического освидетельствования;
- обеспечение уровня технического состояния линий электропередачи и основного оборудования, соответствующего очень хорошему виду технического состояния, установленному методикой оценки технического состояния основного технологического оборудования и линий электропередачи электрических станций и электрических сетей;
- отсутствие не выполненных в установленные сроки предписаний органа федерального государственного энергетического надзора, относящихся к условиям готовности, отсутствие невыполненных мероприятий, разработанных по результатам расследования аварий с участием органа федерального государственного энергетического надзора, а также системного оператора, невыполнение которых ограничивает реализацию основных функций объекта оценки в отопительный сезон;
- наличие у субъекта электроэнергетики разработанного им плана подготовки к работе в отопительный сезон и выполнение плана ремонта основного оборудования, линий электропередачи, зданий и сооружений, влияющих на готовность к выработке и передаче электрической и тепловой энергии, разработанного в соответствии со сводными годовыми графиками ремонта энергетического оборудования электростанций, линий электропередачи и электросетевого оборудования, утвержденными системным оператором.
|
Персонал
|
- организация работы по обучению и подготовке производственно-технического персонала;
- обеспеченность персонала эксплуатационной и оперативной документацией.
|
Противоаварийная и аварийно-восстановительная деятельность
|
- наличие аварийного запаса оборудования и необходимых материалов для выполнения аварийно-восстановительных работ в соответствии с утвержденным субъектом электроэнергетики перечнем;
- готовность субъекта электроэнергетики к проведению аварийно-восстановительных работ в условиях возникновения массовых нарушений электроснабжения потребителей;
- отсутствие длительного (более 45 суток) аварийного ремонта основного оборудования и линий электропередачи или их вынужденного простоя из-за аварийного ремонта вспомогательного оборудования и сооружений, обеспечивающих выработку и передачу электрической или тепловой энергии, характерной для отопительного периода;
- готовность системообразующей территориальной сетевой организации к выполнению функций по ликвидации последствий аварий на основании решений штаба по обеспечению безопасности электроснабжения на объектах электросетевого хозяйства, расположенных на территории соответствующего субъекта РФ.
|
Топливообеспечение
|
- наличие на тепловых электростанциях запасов основного и резервного (аварийного) топлива в соответствии с установленными нормативами;
- готовность к работе систем приема и разгрузки топлива, топливоприготовления и топливоподачи, резервуаров топлива на тепловых электростанциях;
- фактический перевод в течение 12 месяцев до даты оценки готовности котлоагрегатов и (или) газовых турбин тепловых электростанций, работающих на газе и использующих резервное (аварийное) топливо, на резервный (аварийный) вид топлива.
|
Передача энергии
|
- обеспечение готовности объектов электросетевого хозяйства к передаче электроэнергии в пределах допустимых значений токовых нагрузок;
- обеспечение готовности электросетевого оборудования к регулированию напряжения и реактивной мощности в пределах паспортного регулировочного диапазона;
- выполнение в соответствии с утвержденными в установленном порядке инвестиционными программами годового плана ввода в эксплуатацию новых и реконструируемых объектов электросетевого хозяйства (с прохождением их комплексного опробования);
- готовность к работе схем плавки гололёда на воздушных линиях электропередачи;
- обеспечение уровня надежности функционирования объектов электросетевого хозяйства классом номинального напряжения ниже 110 кВ, соответствующего уровню риска «Низкий» согласно методике.
|
Оперативно-диспетчерское управление
|
- соответствие установленным требованиям документов, определяющих порядок осуществления оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, а также действий персонала по предотвращению и ликвидации нарушений нормального режима, включая действия при превышении максимально допустимых перетоков в контролируемых сечениях электрической сети;
- обеспечение готовности к функционированию оперативно-информационного комплекса в нормальных условиях и при возникновении нарушений в его работе;
- выполнение плана расчетов параметров настройки устройств релейной защиты, относящихся к объектам диспетчеризации диспетчерского центра, и выдача соответствующих заданий субъектам электроэнергетики и потребителям электроэнергии.
|
Из списка исключили группу условий готовности «Ремонтная деятельность».
2. Скорректировали Методику проведения оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон
Поправки в Методику (утв. Приказ Минэнерго России от 27 декабря 2017 № 1233) предусмотрены Приказом Минэнерго России от 18 февраля 2025 № 168 и в большей части направлены на приведение её в соответствие с Правилами оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон и проведения мониторинга риска нарушения работы субъектов электроэнергетики в сфере электроэнергетики.
3. Обновили Правила оптового рынка электрической энергии и мощности
С 17 апреля 2025 действуют предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 17 апреля 2024 № 486 отложенные поправки в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности (утв. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 № 1172).
1) В части порядка получения статуса субъекта оптового рынка, участника обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке и заключения обязательных договоров субъектами оптового рынка установлено, что организация коммерческой инфраструктуры может в порядке, установленном договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, принять решение о прекращении поставки (покупки) субъектом оптового рынка в отношении всех групп точек поставки, с использованием которых указанный субъект оптового рынка осуществляет энергосбытовую деятельность:
в случае установления советом рынка факта невыполнения субъектом оптового рынка, осуществляющим энергосбытовую деятельность и одновременно являющимся лицом, владеющим объектом (частью объекта) по производству электроэнергии (мощности), присоединённым к ЕЭС России, установленная генерирующая мощность которого равна или превышает 25 МВт и в отношении которого на оптовом рынке зарегистрирована группа точек поставки, хотя бы одного из показателей финансовой дисциплины, и (или) в случае повторного непредставления таким субъектом оптового рынка в организацию коммерческой инфраструктуры документов (информации), необходимых для проведения мониторинга выполнения показателей финансовой дисциплины, в отношении одного и того же отчётного периода.
2) Дополнили перечень случаев, когда наблюдательный совет совета рынка может принять решение об исключении из реестра субъектов оптового рынка.
В частности, это невыполнение гарантирующим поставщиком или энергосбытовой организацией хотя бы одного из показателей финансовой дисциплины, и (или) повторного непредставления гарантирующим поставщиком или энергосбытовой организацией в организацию коммерческой инфраструктуры документов (информации), необходимых для проведения мониторинга выполнения показателей финансовой дисциплины, в отношении одного и того же отчётного периода. Данное положение не применяется к территориальным сетевым организациям, имеющим статус гарантирующего поставщика, а также субъектам оптового рынка, осуществляющим энергосбытовую деятельность и одновременно являющимся лицами, владеющими объектом (частью объекта) по производству электроэнергии (мощности), присоединённым к ЕЭС России, установленная генерирующая мощность которого равна или превышает 25 МВт и в отношении которого на оптовом рынке зарегистрирована группа точек поставки.
3) К существенным условиям договора о присоединении к торговой системе оптового рынка и регламентов оптового рынка отнесли порядок применения мер ответственности (мер оперативного воздействия) за невыполнение показателей финансовой дисциплины и непредставление документов (информации), необходимых для проведения мониторинга их выполнения.