Обновлённые правила оптового рынка электрической энергии 2025: что нужно знать участникам

В апреле 2025 года вступил в силу ряд важных изменений в сфере электроэнергетики. Они коснулись Правил оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон и проведения мониторинга риска нарушения работы субъектов электроэнергетики в сфере электроэнергетики, Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, а также Методики проведения оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон.

В апреле 2025 года вступил в силу ряд важных изменений в сфере электроэнергетики. Они коснулись Правил оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон и проведения мониторинга риска нарушения работы субъектов электроэнергетики в сфере электроэнергетики, Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, а также Методики проведения оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон.

Обзор этих поправок приводим в материале.

1. По обновлённым Правилам оценивают готовность субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон и проводят мониторинг риска нарушения работы субъектов электроэнергетики в сфере электроэнергетики

Поправки в Правила внесли Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2024 № 1976. С 1 апреля 2025 года они вступили в силу.

Скорректировали и дополнили перечень информации, которая используется для оценки готовности и оценки риска нарушения работы, а также мониторинга риска нарушения работы (п.4 Правил).

В частности, это информация:

  • содержащаяся в базе данных об авариях в электроэнергетике, порядок систематизации которой определён Правилами расследования причин аварий в электроэнергетике, утв. ПП РФ от 28 октября 2009 № 846;
  • представляемая субъектами электроэнергетики, в отношении которых осуществляется оценка готовности и (или) оценка риска нарушения работы, в государственную информационную систему топливно-энергетического комплекса (ГИС ТЭК);
  • представляемая в соответствии с перечнем представляемой субъектами электроэнергетики информации, формой и порядком её представления, установленными Минэнерго России.
  • о реализации инвестиционной программы, представляемая субъектами электроэнергетики, в отношении которых осуществляется оценка готовности или оценка риска нарушения работы, в соответствии с Правилами осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утверждёнными ПП РФ от 1 декабря 2009 № 977;
  • о наличии и выполнении предписаний, выданных в рамках федерального государственного контроля (надзора), и противоаварийных мероприятий, разработанных по результатам расследования причин аварий в электроэнергетике, представляемая Ростехнадзором в рамках межведомственного взаимодействия;
  • информация, сбор, обработку и анализ которой в соответствии с Правилами создания и функционирования штабов по обеспечению безопасности электроснабжения, утверждёнными ПП РФ от 16 февраля 2008 № 86, осуществляют штабы по обеспечению безопасности электроснабжения, представляемая в Минэнерго России в соответствии с методикой проведения оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон, утверждаемой Минэнерго России;
  • о несоблюдении нормативного времени включения в сеть генерирующего оборудования из состояния резерва по диспетчерской команде системного оператора в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утверждёнными ПП РФ от 27 декабря 2010 № 1172, представляемая системным оператором; 
  • о результатах расчёта индексов надёжного функционирования объектов электросетевого хозяйства высшим классом номинального напряжения ниже 110 кВ, осуществляемого Минэнерго России в соответствии с методикой.

Установлено, что результаты оценки риска нарушения работы субъектов электроэнергетики, оказывающих услуги по передаче электроэнергии только с использованием объектов электросетевого хозяйства высшим классом номинального напряжения ниже 110 кВ, используются при оценке территориальных сетевых организаций на предмет отсутствия технических и (или) организационных возможностей предотвращения нарушения электроснабжения и (или) ликвидации его последствий, осуществляемой штабами по обеспечению безопасности электроснабжения в субъектах РФ в соответствии с Правилами создания и функционирования штабов по обеспечению безопасности электроснабжения, утверждёнными ПП РФ от 16 февраля 2008 № 86 (п.5.1 Правил).

На основании информации (п.4 Правил) рассчитывается индекс готовности о принятии решения о готовности, проводится мониторинг риска нарушения работы субъектов электроэнергетики в сфере электроэнергетики. Его проводит Минэнерго России с привлечением системного оператора и иных экспертных организаций. Учитываются итоги работы комиссии по оценке выполнения условий готовности и (или) комиссии по оценке достижения показателей надёжного функционирования.

В случае если по итогам работы комиссии выявлены отклонения фактических сведений от представленной субъектом электроэнергетики отчетной информации, используемой для оценки выполнения условий готовности или оценки достижения показателей надёжного функционирования, субъект электроэнергетики в течение пяти рабочих дней после завершения работы комиссии представляет скорректированную по итогам работы комиссии отчётную информацию:

  • используемую для оценки выполнения условий готовности, - системному оператору;
  • используемую для оценки достижения показателей надёжного функционирования, - в Минэнерго России.

В указанном случае для расчёта индекса готовности или индекса надёжного функционирования используется скорректированная отчётная информация, представленная субъектом электроэнергетики, а если субъектом электроэнергетики в установленный срок (пять рабочих дней) скорректированная отчётная информация не представлена, — фактические сведения, определённые по итогам работы комиссии.

В случае если по итогам работы комиссии установлен факт предоставления субъектом электроэнергетики недостоверной отчётной информации, указанное обстоятельство отражается в протоколе по итогам работы комиссии и учитывается при оценке выполнения условий готовности и расчёте индекса надёжного функционирования (п.12.2 Правил).

Решение о готовности субъекта электроэнергетики к работе в отопительный сезон теперь принимается не позднее пятого рабочего дня ноября текущего года (п.14 Правил).

Субъект электроэнергетики, имеющий в своём составе объект оценки с уровнем готовности «Не готов» или «Готов с условиями», который на момент принятия решения о готовности субъекта электроэнергетики не выполнил или частично выполнил условия готовности, формирует в отношении указанного объекта оценки план мероприятий по обеспечению выполнения соответствующих условий готовности с указанием состава мероприятий и сроков их выполнения и направляет его в Минэнерго России в течение 15 дней со дня оформления решения о готовности (п.17 Правил).

Если комиссия, сформированная в период отопительного сезона, выявит факт представления субъектом электроэнергетики недостоверной отчётной информации, на основании которой принималось решение о готовности, паспорт готовности у такого субъекта отзовут в случае снижения пересчитанного по итогам работы комиссии индекса готовности объекта оценки, входящего в состав субъекта электроэнергетики, до уровня «Не готов».

Решение об отзыве паспорта готовности оформляется приказом Минэнерго России (п.18.1 Правил).

Скорректировали условия готовности к работе в отопительный сезон (п.19 – 27 Правил) – таблица 1.

Таблица 1. Условия готовности к работе в отопительный сезон

Группа условий готовности

Условия

Производство и отпуск энергии

  • обеспечение готовности генерирующего оборудования к несению нагрузки в пределах величины располагаемой электрической мощности и регулированию реактивной мощности в пределах регулировочного диапазона;
  • обеспечение готовности генерирующего оборудования, предназначенного для работы в режиме отпуска тепловой энергии, к несению тепловой нагрузки в пределах обязательств, предусмотренных договорами поставки тепловой энергии (мощности);
  • выполнение прогнозного объёма увеличения установленной генерирующей мощности объектов электроэнергетики в связи с вводом в эксплуатацию новых объектов по производству электрической энергии в соответствии со сводным прогнозным балансом производства и поставок электрической энергии (мощности), формируемым ФАС;
  • обеспечение готовности электросетевого оборудования к регулированию напряжения и реактивной мощности в пределах паспортного регулировочного диапазона.

Системная надежность

  • выполнение графика технического обслуживания средств диспетчерского технологического управления и систем их гарантированного электропитания, а также отсутствие длительно (более 45 суток) выведенного из работы оборудования средств диспетчерского и технологического управления из-за неисправности;
  • выполнение графика технического обслуживания устройств технологической и релейной защиты, сетевой, противоаварийной или режимной автоматики;
  • выполнение заданий по настройке параметров работы устройств релейной защиты, сетевой, противоаварийной или режимной автоматики, а также отсутствие длительно (более 45 суток) выведенных из работы таких устройств из-за неисправности;
  • соблюдение требований к объектовым программно-техническим комплексам и существующим диспетчерским каналам связи и передачи телеметрической информации с соответствующими диспетчерскими центрами системного оператора;
  • соответствие установленным требованиям документов, определяющих порядок осуществления оперативно-технологического управления и порядок действий персонала по предотвращению и ликвидации нарушений нормального режима;
  • соблюдение требований к оборудованию электростанций, участвующему в общем регулировании, а также в нормированном первичном и автоматическом вторичном регулировании частоты и перетоков активной мощности, в случае если законодательством РФ в сфере электроэнергетики предусмотрено участие соответствующих объектов в регулировании частоты;
  • наличие разработанных и утвержденных в установленном порядке графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности), а также соответствующих выписок из указанных графиков на рабочих местах оперативного персонала, осуществляющего ввод графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности);
  • выполнение заданий системного оператора по настройке срабатывания и объемам подключения потребителей к автоматике частотной разгрузки;
  • соблюдение требований о наличии независимых каналов связи с узлами доступа сетей связи, к которым осуществляется подключение каналов связи и передачи телеметрической информации от объектов электроэнергетики;
  • отсутствие не выполненных в установленные сроки предписаний федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного энергетического надзора, либо его территориального органа (далее - орган федерального государственного энергетического надзора), относящихся к условиям готовности, отсутствие невыполненных мероприятий, разработанных по результатам расследования аварий с участием органа федерального государственного энергетического надзора, невыполнение которых ограничивает реализацию основных функций оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в отопительный сезон;
  • выполнение системным оператором разработанного им плана подготовки к работе в отопительный сезон;
  • выполнение графика технического обслуживания оборудования, обеспечивающего функционирование централизованных систем противоаварийной и режимной автоматики, и отсутствие длительно (более 45 суток) выведенного из работы оборудования таких систем;
  • отсутствие факта представления недостоверной отчетной информации, используемой для оценки выполнения показателей готовности.

Техническое состояние

  • отсутствие фактов эксплуатации основного оборудования, главных паропроводов и линий электропередачи сверх назначенного в установленном порядке ресурса или срока эксплуатации без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению ресурса работы указанного оборудования или технического освидетельствования;
  • обеспечение уровня технического состояния линий электропередачи и основного оборудования, соответствующего очень хорошему виду технического состояния, установленному методикой оценки технического состояния основного технологического оборудования и линий электропередачи электрических станций и электрических сетей;
  • отсутствие не выполненных в установленные сроки предписаний органа федерального государственного энергетического надзора, относящихся к условиям готовности, отсутствие невыполненных мероприятий, разработанных по результатам расследования аварий с участием органа федерального государственного энергетического надзора, а также системного оператора, невыполнение которых ограничивает реализацию основных функций объекта оценки в отопительный сезон;
  • наличие у субъекта электроэнергетики разработанного им плана подготовки к работе в отопительный сезон и выполнение плана ремонта основного оборудования, линий электропередачи, зданий и сооружений, влияющих на готовность к выработке и передаче электрической и тепловой энергии, разработанного в соответствии со сводными годовыми графиками ремонта энергетического оборудования электростанций, линий электропередачи и электросетевого оборудования, утвержденными системным оператором.

Персонал

  • организация работы по обучению и подготовке производственно-технического персонала;
  • обеспеченность персонала эксплуатационной и оперативной документацией.

Противоаварийная и аварийно-восстановительная деятельность

  • наличие аварийного запаса оборудования и необходимых материалов для выполнения аварийно-восстановительных работ в соответствии с утвержденным субъектом электроэнергетики перечнем; 
  • готовность субъекта электроэнергетики к проведению аварийно-восстановительных работ в условиях возникновения массовых нарушений электроснабжения потребителей; 
  • отсутствие длительного (более 45 суток) аварийного ремонта основного оборудования и линий электропередачи или их вынужденного простоя из-за аварийного ремонта вспомогательного оборудования и сооружений, обеспечивающих выработку и передачу электрической или тепловой энергии, характерной для отопительного периода; 
  • готовность системообразующей территориальной сетевой организации к выполнению функций по ликвидации последствий аварий на основании решений штаба по обеспечению безопасности электроснабжения на объектах электросетевого хозяйства, расположенных на территории соответствующего субъекта РФ.

Топливообеспечение

  • наличие на тепловых электростанциях запасов основного и резервного (аварийного) топлива в соответствии с установленными нормативами;
  • готовность к работе систем приема и разгрузки топлива, топливоприготовления и топливоподачи, резервуаров топлива на тепловых электростанциях; 
  • фактический перевод в течение 12 месяцев до даты оценки готовности котлоагрегатов и (или) газовых турбин тепловых электростанций, работающих на газе и использующих резервное (аварийное) топливо, на резервный (аварийный) вид топлива. 

Передача энергии

  • обеспечение готовности объектов электросетевого хозяйства к передаче электроэнергии в пределах допустимых значений токовых нагрузок; 
  • обеспечение готовности электросетевого оборудования к регулированию напряжения и реактивной мощности в пределах паспортного регулировочного диапазона;
  • выполнение в соответствии с утвержденными в установленном порядке инвестиционными программами годового плана ввода в эксплуатацию новых и реконструируемых объектов электросетевого хозяйства (с прохождением их комплексного опробования); 
  • готовность к работе схем плавки гололёда на воздушных линиях электропередачи;
  • обеспечение уровня надежности функционирования объектов электросетевого хозяйства классом номинального напряжения ниже 110 кВ, соответствующего уровню риска «Низкий» согласно методике. 

Оперативно-диспетчерское управление

  • соответствие установленным требованиям документов, определяющих порядок осуществления оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, а также действий персонала по предотвращению и ликвидации нарушений нормального режима, включая действия при превышении максимально допустимых перетоков в контролируемых сечениях электрической сети;
  • обеспечение готовности к функционированию оперативно-информационного комплекса в нормальных условиях и при возникновении нарушений в его работе; 
  • выполнение плана расчетов параметров настройки устройств релейной защиты, относящихся к объектам диспетчеризации диспетчерского центра, и выдача соответствующих заданий субъектам электроэнергетики и потребителям электроэнергии.

Из списка исключили группу условий готовности «Ремонтная деятельность».

2. Скорректировали Методику проведения оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон

Поправки в Методику (утв. Приказ Минэнерго России от 27 декабря 2017 № 1233) предусмотрены Приказом Минэнерго России от 18 февраля 2025 № 168 и в большей части направлены на приведение её в соответствие с Правилами оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон и проведения мониторинга риска нарушения работы субъектов электроэнергетики в сфере электроэнергетики.

3. Обновили Правила оптового рынка электрической энергии и мощности

С 17 апреля 2025 действуют предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 17 апреля 2024 № 486 отложенные поправки в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности (утв. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 № 1172).

1) В части порядка получения статуса субъекта оптового рынка, участника обращения электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке и заключения обязательных договоров субъектами оптового рынка установлено, что организация коммерческой инфраструктуры может в порядке, установленном договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, принять решение о прекращении поставки (покупки) субъектом оптового рынка в отношении всех групп точек поставки, с использованием которых указанный субъект оптового рынка осуществляет энергосбытовую деятельность:

в случае установления советом рынка факта невыполнения субъектом оптового рынка, осуществляющим энергосбытовую деятельность и одновременно являющимся лицом, владеющим объектом (частью объекта) по производству электроэнергии (мощности), присоединённым к ЕЭС России, установленная генерирующая мощность которого равна или превышает 25 МВт и в отношении которого на оптовом рынке зарегистрирована группа точек поставки, хотя бы одного из показателей финансовой дисциплины, и (или) в случае повторного непредставления таким субъектом оптового рынка в организацию коммерческой инфраструктуры документов (информации), необходимых для проведения мониторинга выполнения показателей финансовой дисциплины, в отношении одного и того же отчётного периода.

2) Дополнили перечень случаев, когда наблюдательный совет совета рынка может принять решение об исключении из реестра субъектов оптового рынка.

В частности, это невыполнение гарантирующим поставщиком или энергосбытовой организацией хотя бы одного из показателей финансовой дисциплины, и (или) повторного непредставления гарантирующим поставщиком или энергосбытовой организацией в организацию коммерческой инфраструктуры документов (информации), необходимых для проведения мониторинга выполнения показателей финансовой дисциплины, в отношении одного и того же отчётного периода. Данное положение не применяется к территориальным сетевым организациям, имеющим статус гарантирующего поставщика, а также субъектам оптового рынка, осуществляющим энергосбытовую деятельность и одновременно являющимся лицами, владеющими объектом (частью объекта) по производству электроэнергии (мощности), присоединённым к ЕЭС России, установленная генерирующая мощность которого равна или превышает 25 МВт и в отношении которого на оптовом рынке зарегистрирована группа точек поставки.

3) К существенным условиям договора о присоединении к торговой системе оптового рынка и регламентов оптового рынка отнесли порядок применения мер ответственности (мер оперативного воздействия) за невыполнение показателей финансовой дисциплины и непредставление документов (информации), необходимых для проведения мониторинга их выполнения. 

Рекомендуем

Эффективное управление в сфере ЖКХ в условиях новых требований в 2025 году: курс на профессиональный рост

Ведущие отраслевые эксперты–практики дадут рекомендации по организации работ по жилищно-коммунальному хозяйству на территории городов.

Современные методы нормирования и планирования энергопотребления на предприятии

Руководитель каждого структурного подразделения компании является важным участником команды управления производством. Целью курса является формирование у участников понимания общих основ методов нормирования, существующих в теории в разных направлениях производственной деятельности (энергетика, служба персонала, логистика, материально техническое обеспечение, склад, производственный отдел, технология и др.).

Главный энергетик. Управление службой главного энергетика

Главный энергетик является важным участником команды управления производством. Целью семинара является формирование у участников понимания современного набора существующих управленческих проблем, способов их решений. Изучение наиболее результативных способов повышения эффективности работы службы.

29.10.25-31.10.25   |   Москва
Курс повышения квалификации

Ценообразование в электроэнергетике в 2025 году: практические рекомендации экспертов

Курс посвящен актуализации нормативно-правовых актов в сфере ценообразования в электроэнергетике, новой модели рынка электроэнергии, новой системе ценообразования в части оплаты мощности, формированию тарифов на услуги по передаче электрической энергии "котловым" методом, практика рассмотрения разногласий и досудебных споров по тарифам на электроэнергию и другим актуальным вопросам.

Смотрите также:

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://www.finkont.ru/blog/obnovlyennye-pravila-optovogo-rynka-elektricheskoy-energii-2025/