Чтобы защитить внутренние рынки от конкуренции со стороны иностранных товаров или услуг, стимулировать развитие национальных экономик, правительства стран прибегают к политике протекционизма, используя различные инструменты тарифного и нетарифного регулирования.
Протекционистская политика, по мнению её сторонников, защищает бизнес и работников внутри страны, ограничивая или регулируя торговлю с зарубежными странами.
Сторонники свободной торговли (направления, которое контрастирует с политикой протекционизма) часто приводят доводы о негативном влиянии ограничений на естественное стимулирование развития отраслей в рамках свободной конкуренции, на экономический рост и процветание.
Тем не менее использование торговых барьеров, активно применяется многими странами. Далее рассмотрим несколько наиболее распространённых инструментов таких ограничений.
Ограничения в торговле могут быть тарифными и нетарифными. Это два различных механизма, которые страны используют для регулирования международной торговли.
Какие тарифные ограничения существуют
Государство может устанавливать тарифные ограничения в целях защиты внутреннего рынка от конкуренции со стороны зарубежных товаров, стратегического влияния на объёмы торговли.
Справка! Тарифы — это денежные барьеры, которые напрямую влияют на цены импортных товаров. Они могут включать в себя различные меры, такие как установление определённых ставок пошлин, налогов, могут быть нацелены на конкретные продукты или отрасли.
Одна из старейших и простых в реализации форм торгового протекционизма — импортная пошлина. Это тип налога, который взимается с товаров и услуг, ввозимых в страну. Пошлины увеличивают цену импортируемых товаров и услуг, поскольку предприятия перекладывают стоимость пошлин на потребителей. Тарифы приносят пользу местным производителям товаров и услуг, обеспечивает доход в бюджет.
В мировой практике существует система классификации тарифов. Так, их можно разделить согласно критериям на несколько типов (таблица 1)
Таблица 1. Какие типы тарифов существуют: классификация
Критерий
|
Типы тарифов
|
Особенности
|
Критерий введения (наложения)
|
Специфический тариф
|
Фиксированная пошлина за физическую единицу или вес товара (например, килограмм, литр, метр). Применяется к определённым видам товаров (например, пшеница, рис, сахар, удобрения, ткани) и не зависит от их стоимости.
|
Адвалорный тариф
|
Рассчитываются как процент от стоимости товара на таможне. Размер пошлины зависит от стоимости товара и может колебаться в зависимости от его ценности.
|
Комбинированный (сложный) тариф
|
Объединяет в себе элементы как специфических, так и адвалорных тарифов, что позволяет более гибко устанавливать тарифы для разных категорий товаров, учитывая их стоимость и характеристики.
|
Тариф по скользящей шкале
|
Пошлины меняются в зависимости от цен на товары. Могут быть либо на специальной, либо адвалорной основе.
|
По цели введения
|
Доходный тариф
|
Вводится в первую очередь для увеличения доходов государства.
|
Защитный тариф
|
Может вводиться правительством для защиты отечественной промышленности от жёсткой конкуренции со стороны товаров иностранного производства. Чем выше защитный тариф, тем сильнее может быть его эффект.
|
По признаку дискриминации
|
Дискриминационные
|
Для товаров из разных стран действуют разные тарифные ставки. Для товаров из стран, которые пользуются благосклонностью, тарифы ниже, чем на товары из других государств.
|
Недискриминационные
|
Применяются ко всем товарам вне зависимости от страны происхождения.
|
Критерий относительно экспорта и импорта
|
Импортные пошлины
|
Страна вводит пошлины на товары зарубежных стран при ввозе на свою территорию.
|
Экспортные пошлины
|
Товары страны происхождения облагаются налогом по мере того, как они покидают её территорию для продажи на внешнем рынке.
|
Критерий на основе ответной реакции
|
Зеркальные пошлины
|
Страна А ввела пошлины на экспорт из страны Б. Страна Б в ответ вводит пошлины на продукцию страны А.
|
Компенсирующие пошлины
|
Страна А экспортировала большое количество своей продукции на рынок страны Б благодаря экспортным субсидиям. Страна Б может нейтрализовать такое преимущество и ввести пошлин на иностранные товары при ввозе на свою территорию.
|
Какие тарифные ограничения импорта существуют в России:
- Таможенная (ввозная) пошлина — вид обязательного платежа, который вносят физические и юридические лица за ввоз через границу страны различных товаров. Это основной тарифный инструмент, который использует РФ для ограничения импорта. В соответствии с российскими законами, налог на импортные товары может варьироваться в зависимости от их типов, происхождения и таможенной стоимости.
- Налог на добавленную стоимость (НДС) — взимается на импорт товаров в Россию. Ставка определяется по НК РФ и может составлять 10% или 20% в зависимости от категории ввезённого товара.
- Антидемпинговые пошлины — дополнительные пошлины на зарубежные товары. Применяются для противодействия демпинговому импорту.
- Экспортные пошлины — взимаются при вывозе товаров за пределы РФ.
Какие меры относятся к нетарифным ограничениям
Нетарифные ограничения охватывают широкий спектр неденежных мер. В целом их можно определить как меры политики, не относящиеся к обычным таможенным тарифам, которые могут оказывать экономическое воздействие на международную торговлю товарами посредством изменений в объёме торговли, в уровне цен, либо и в том, и в другом.
У применения торговых барьеров есть свои сильные и слабые стороны (таблица 2).
Таблица 2. Преимущества и недостатки нетарифных барьеров
Плюсы
|
Минусы
|
+ Защищают отечественные отрасли от иностранной конкуренции, дешёвого импорта.
+ Гарантируют качество и безопасность импортной продукции.
+ Способствуют национальной безопасности.
+ Помогают предотвратить демпинг продукции из других стран.
|
- Могут нарушить естественный поток товаров, создавая препятствия для импорта, что приводит к торговому дисбалансу, неэффективности и искажениям рынка.
- Могут ограничивать выбор потребителей, их доступ к потенциально лучшим или более доступным продуктам.
- Могут быть дорогостоящими как для производителей, так и для потребителей.
- Импортёры могут нести дополнительные издержки, связанные с документацией, инспекциями и проверками соответствия.
- Чрезмерные ограничительные барьеры могут препятствовать экономическому росту, ограничивая доступ к мировым рынкам и подавляя конкуренцию .
- Если нетарифные ограничения направлены на защиту неэффективных внутренних отраслей, могут неэффективно распределяться ресурсы.
|
Одна из наиболее известных классификаций нетарифных мер регулирования внешней торговли была разработана под руководством ЮНКТАД (англ. United Nations Conference on Trade and Development) — Конференция ООН по торговле и развитию) (таблица 3).
Таблица 3. Классификация мер нетарифного регулирования ЮНКТАД
Импортные меры
|
Технические меры
|
A. Санитарные и фитосанитарные меры
|
Санитарные и фитосанитарные меры (ограничения в отношении содержания определённых веществ), которые призваны обеспечить безопасность пищевых продуктов, не допустить распространения болезней или вредителей.
Меры оценки соответствия нормам безопасности пищевых продуктов (сертификация, исследования, проверка и введение карантина).
|
B. Технические торговые барьеры
|
Меры, связанные с характеристиками продукции (стандарты в отношении технических спецификаций и требования к качеству).
Требования к соответствующим процессам и методам производства, к маркировке и упаковке.
Меры по оценке соответствия техническим требованиям (сертификация, испытания, проверка).
|
C. Предотгрузочная инспекция и другие формальности
|
Меры, касающиеся предотгрузочной инспекции и других таможенных формальностей.
|
Нетехнические меры
|
D. Условные торгово-защитные меры
|
Меры по нейтрализации негативного воздействия импорта на рынок импортирующей страны (антидемпинговые, компенсационные и защитные меры).
|
E. Неавтоматическое лицензирование, квотирование, запреты и количественные ограничения
|
Лицензирование, квоты и другие меры количественного контроля, включая тарифные квоты.
|
F. Меры ценового контроля, включая дополнительные налоги и сборы
|
Меры контроля над ценами в целях контроля или воздействия в отношении цен на импортируемые товары (меры, направленные на поддержание внутренних цен на определённые товары в случае более низких импортных цен, установление внутренних цен на определённые товары из-за ценовых колебаний на внутренних рынках или нестабильности цен на внешнем рынке).
Иные меры, направленные на повышение стоимости импорта.
|
G. Финансовые меры
|
Меры предусматривают ограничения в отношении платежей, связанных с импортом (например, в случае регулирования доступа к иностранной валюте или её стоимости.
Меры, устанавливающие ограничения в отношении условий платежа.
|
H. Меры, затрагивающие конкуренцию
|
Меры направлены, в частности, на предоставление исключительных или особых преференций или привилегий одной или нескольким ограниченным группам экономических операторов. Такие меры преимущественно относятся к монополистическим мерам (механизмы государственной торговли, система эксклюзивных импортёров, обязательное национальное страхование или перевозки).
|
I. Инвестиционные меры, связанные с торговлей
|
Включают меры, ограничивающие инвестиции в форме требования в отношении местного компонента или увязывающие инвестиции с последующим экспортом, уравновешивающим импорт.
|
J. Ограничения в отношении сбыта
|
Касаются того, каким образом в дальнейшем реализуются товары. Включают ограничительные меры, касающиеся реализации импортируемых товаров внутри страны.
|
K. Ограничения в отношении послепродажного обслуживания
|
Направлены на связанные с товарами услуги после импорта. Охватывают ограничения в отношении послепродажного обслуживания.
|
L. Субсидии (кроме экспортных субсидий)
|
Меры, относящиеся к затрагивающему торговлю субсидированию.
|
M. Ограничения государственных закупок
|
Включают ограничительные меры, с которыми могут столкнуться участники торгов, которые хотят продавать свои товары иностранному государству.
|
N. Меры, связанные с правом интеллектуальной собственности
|
Ограничения, связанные с интеллектуальной собственностью и правами на интеллектуальную собственность.
|
O. Ограничения по происхождению товара
|
Включают меры, устанавливающие ограничения в отношении происхождения товаров или их компонентов.
|
Экспортные меры
|
P. Экспортные меры
|
Меры, которые страна может применять в отношении своего экспорта (экспортные налоги, экспортные квоты, запреты на экспорт).
|
Примеры нетарифных ограничений импорта товаров в России
В России нетарифное регулирование осуществляется через различные меры:
- квоты на импорт — ограничения на количество товаров, которые могут быть импортированы в РФ в течение определённого времени;
- лицензирование — получения разрешений на импорт товаров;
- технические нормы, устанавливающие требования к качеству, безопасности и другим нормам импортируемых товаров;
- санитарно-эпидемиологические требования;
- валютный и экспортный контроль.
Меры нетарифного регулирования в России определяются федеральными законами:
- от 3 августа 2018 года № 289-Ф «О таможенном регулировании в РФ»;
- от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;
- от 8 декабря 2003 года № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».
Также действует Договор о ЕАЭС, определяющий единые меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами.
Что стоит знать о квотах, лицензиях и требованиях к местному содержанию
Один из способов снизить поток товаров — ввести квоты. Это ограничение на объём или количество определённого товара или услуги, которые могут быть импортированы в страну.
Справка! Квота — ограничение на импорт или экспорт конкретных товаров на определённый период времени на их объём или количество в стоимостном или физическом выражении.
Квоты могут быть:
- фиксированными — когда определённое количество товара разрешается для ввоза или вывоза;
- подконтрольными — введение квот зависит от выполнения определённых требований;
- импортными — направлены на сокращение объёмов ввоза в страну каких-либо товаров;
- экспортными — устанавливаются правительством (правительствами) одной или нескольких стран в рамках международного соглашения в целях поддержать определённую цену или предотвратить вывоз дефицитных товаров.
Экспортные и импортные квоты используют, чтобы ограничить объём ввоза/вывоза товаров либо как-то повлиять на их стоимость. Импортные квоты, как правило, направлены на защиту местных предприятий от потока дешевого иностранного импорта.
Правильно установленное квотирование импорта позволяет ввозить товар, который производят только за пределами страны, и не импортировать то, что производят внутри страны, что ведет к увеличению ВВП государства.
Самым крайним проявлением квоты как торгового барьера является эмбарго на поставки.
Справка! Эмбарго — официальный запрет на торговлю или иную коммерческую деятельность с конкретной страной.
Эмбарго может быть:
- полным — запрещается вся внешнеэкономическая деятельность (любое сотрудничество);
- частичным — запрещается ввоз и вывоз по отдельным категориям товаров.
Эмбарго может быть наложено ввиду идеологических разногласий между государствами. Как правило, под такой запрет подпадают торговля и коммерческая деятельность, исключение могут составлять медицинские и гуманитарные поставки.
Когда страна не хочет вводить квоты и тарифы, ещё один способ защитить внутренние рынки — ввести требования к местному содержанию. Они устанавливаются правительством и требуют, чтобы определённый процент товара производился внутри страны, чтобы иностранные компании использовали определённое количество местной рабочей силы, ресурсов, поставщиков в своей деятельности.
Добиться ограничения конкуренции можно также посредством введения лицензий (специальных разрешений) на определённые товары. В этом случае поставлять товары на внутренний рынок смогут только компании, получившие такое разрешение. Лицензии выдаются уполномоченными правительством государства органами.
Несмотря на наличие противников, ограничения в виде тарифного и нетарифного регулирование являются важными компонентами таможенной политики и, как правило, направлены на защиту интересов внутренних рынков. Они призваны стимулировать развитие ключевых секторов экономики страны, обеспечивать безопасность населения, способствовать сохранение окружающей среды.
Применение таких ограничительных мер позволяет гибко реагировать на изменения в условиях ВЭД и противодействовать нарушениям установленных норм и правил. Между тем определение конкретных тарифных и нетарифных мер для конкретного продукта — задание довольно сложное, требующее профессиональных компетенций.