Порассуждаем о разнице между операционным и оперативным управлением в компании, а также о важности операционного менеджмента для достижения целевых ориентиров бизнес-стратегии. Очень часто операционная функция воспринимается бизнесом как вторичная или вспомогательная, ориентированная исключительно на обеспечение потребностей бизнес-команды, которая в свою очередь отвечает за достижение стратегических целей компании и финансовый результат.
Могу привести много примеров из своей практики, где операционной команде буквально приходилось завоевывать для себя место под солнцем и силой убеждения, а иногда и конфронтации отстаивать свое право голоса в принятии стратегических решений, и с большим удовольствием поделюсь этими примерами в ходе нашего курса. Любая бизнес-идея требует тщательной оценки с точки зрения затрат на ее реализацию и, если пренебрегать этим, можно привести компанию в затруднительное положение, из которого выйти возможно только введением антикризисного управления.
Итак, в чем же разница между операционным и оперативным управлением?
Поскольку теория менеджмента как правило базируется на англоязычных источниках, то часто возникает путаница в понимании разницы между этими понятиями. Я не буду погружаться в глубокую теорию, но ключевая разница между ними лежит в понимании следующих принципов и временных границ.
Операционное управление (Operational management) тесно связано со стратегическим и ориентировано на горизонт исполнение стратегии компании, поэтому стратегия операционной функции строится путем декомпозиции общей стратегии компании. Тогда как оперативное управление ориентировано на короткий временной горизонт и обеспечивает непрерывность операционных процессов в конкретный момент времени, выполнение целей и задач здесь и сейчас.
Операционное управление: с чего начать
Давайте представим себе, что мы пришли в компанию на позицию операционного директора или руководителя операционного подразделения в крупной корпорации. Как скоординироваться и с чего начать, ведь от вас ожидают быстрых результатов?
Моя рекомендация — начать с семи шагов:
- Изучение и понимание высокоуровневой стратегии компании. Ваша операционная команда должна полностью понимать и принимать стратегию. Это включает в себя миссию, ценности, долгосрочные цели и приоритеты компании.
- Идентификация ключевых целей: Нужно четко понимать, каких ключевых стратегических целей компания хочет достичь. Это могут быть, например, цели по увеличению рыночной доли, по сокращению издержек, выходу на новые рынки и другие цели
- Декомпозиция целей и задач стратегии на более мелкие цели и временные горизонты по их достижению. Простыми словами это разбиение каждой из высокоуровневых целей на более мелкие конкретные этапы. Например, если одной из целей является увеличение рыночной доли, разбейте эту цель на задачи по росту продаж, запуску новых продуктов и т. д.
- Следующим шагом будет определение ключевых показателей успеха (KPIs) — определите измеримые KPI для каждой задачи, которые будут показывать успешность выполнения.
- Один из важнейших моментов — адекватная оценка текущих возможностей и ресурсов компании. Проведите анализ текущих операционных возможностей и ресурсов компании. Определите, какие ресурсы и навыки у вас уже есть в команде, и какие требуется развить
- И наконец, следующий шаг — разработка операционной стратегии на основе целей, этапов и KPI. Это и будет стратегия, которая будет определять, каким образом вы будете достигать поставленных целей и какие операционные действия будут предприняты для этого
- Определение приоритетов и создание планов действий — определите, какие задачи будут выполнены в первую очередь, а какие могут подождать. Разработайте конкретные планы действий для каждой задачи операционной стратегии. Укажите, какие шаги будут предприняты, какие ресурсы будут выделены и кто будет ответственным за выполнение каждого шага
За этим следует классика операционного менеджмента:
- Мониторинг и контроль: Установите систему мониторинга и контроля для отслеживания выполнения операционных целей и достижения KPI. Регулярно анализируйте результаты и вносите коррективы, если необходимо.
- Обратная связь и корректировка: Важно иметь механизм обратной связи, чтобы оперативно реагировать на изменения и непредвиденные события, которые всегда случаются в операционной деятельности. Если стратегия компании меняется, операционная стратегия также должна быть скорректирована соответственно.
С какими проблемами можно столкнуться
Я привела конкретные шаги, которые помогут вам придерживаться своей цели по выстраиванию эффективной операционной функции, и не сбиваться со стратегической цели, сваливаясь в решение бесконечно возникающих оперативных задач.
Но в реальной жизни вас обязательно будет затягивать рутина. Вы столкнетесь с тем, что команда для достижения амбиционных целей отсутствует, все сотрудники погружены в выполнение рутинных задач и функций и вовсе не хотят переключаться на понимание стратегических, но вам с ними предстоит работать и вы совершенно не понимаете, как это делать.
Люди в команде совершенно разные, очень часто это сработавшийся коллектив, который никак не ориентирован на изменения и может воспринять вас как угрозу для их сложившихся привычек и стиля работы, а у вас, например, нет полномочий его менять на старте.
Вы можете столкнуться с тем, что в компании нет дашбордов и метрик, и вам придется с нуля выстраивать внедрение контрольных показателей, но как это сделать, если в компании есть только управленческая отчетность?
Чтобы разобраться со всеми этими вопросами и добиться успеха, важно учиться профессионально работать с командой, финансовой грамотности операционного руководителя, развивать эмоциональный интеллект.
Автор статьи: Воробьева Елена Борисовна