Организацию закупок и управление запасами необходимо начинать с планирования. Это первый и самый важный шаг, который должен сделать руководитель закупок. В соответствии с планами организуют закупочную деятельность, выбирают поставщиков, проводят аналитику и осуществляют контроль.
План — это прогноз, который строится на вероятностной оценке развития событий — на основе экономических, статистических, политических, социальных и прочих исследований.
Каким бывают планы: три типа
В зависимости от детальности, срочности и точности планы можно разделить на три типа.
- Оперативный — краткосрочный план. С его помощью директор закупок может разобрать вопросы текущих закупочных процессов. Он максимально точен и предполагает быструю реакцию на изменения. Оперативные планы выносятся на обсуждения в рамках ежедневных и еженедельных совещаний.
- Тактический — составляется в разрезе года или полутора лет. Его обсуждают в рамках совещаний по пересмотру бюджетов, планирования продаж, закупок и снабжения. Тактический план следует ежемесячно обновлять и детализировать при управлении цепями поставок по конкретным закупаемым позициям, их характеристикам и времени поставки. К разработке таких планов целесообразно подключить отделы закупок, маркетинга, разработки новых продуктов.
- Стратегический — используют во время стратегического планирования деятельности компании. Строиться в разрезе трёх, пяти, десяти и более лет. Стратегический план определяет цели закупок и снабжения, их стратегии в соответствии с потребностями компании.
Как построить план закупок с помощью XYZ-анализа и треугольника Хопкинса
Для качественного планирования закупочной деятельности необходимы данные предыдущих периодов: о совершённых ранее закупках, затраченных ресурсах, поставщиках, коммерческих условиях. Нужно проанализировать размер закупок, их частоту и динамику цен.
Сделайте XYZ-анализ, так вы сможете разобрать все факторы, влияющие на потребление ресурсов и их стоимость (таблица 1).
Справка: XYZ-анализ — анализ, позволяющий классифицировать ресурсы компании в зависимости от характера их потребления и точности прогнозирования изменений в их потребности в течение определённого временного цикла.
Таблица 1. Закупочная деятельность: как спланировать ресурсы, в зависимости от категории
Категория
|
Описание
|
Интервал коэффициента вариации
|
Как спланировать
|
Х
|
Ресурсы со стабильным потреблением в течение года.
|
от 0 до 10%
|
Можно спланировать, опираясь на данные предыдущих периодов, анализ трендов, задач будущих периодов.
|
Y
|
Ресурсы с непостоянным потреблением (колебания могут зависеть от сезонности, проводимых мероприятий и т.п.
|
от 10 до 25%
|
Z
|
Ресурсы с нерегулярным (случайным) потреблением, которое сложно спрогнозировать.
|
свыше 25%
|
Следует опираться на информацию о потреблении схожих категорий, знать последние планы отделов закупок.
|
Организация закупок впервые: как быть, если нет данных для анализа
Для начала можно распланировать самые важные, крупные и затратные закупочные категории на основе имеющихся данных, опираться на открытые источники. План может быть неточным, но это лучше, чем его полное отсутствие.
Можно воспользоваться треугольником Хопкинса «Быстро, качественно, недорого» (рисунок 1).
Рисунок 1. Треугольник Хопкинса
Из трёх возможных можно выбрать только два варианта:
- нужно купить качественно и недорого — планируйте закупки заранее!
- нужно качественно и быстро — будьте готовы потратиться!
- вариант быстро и недорого — огромная вероятность, что товар будет некачественным, этот вариант вряд ли подойдёт компании.
Важно! «Быстро, качественно, недорого» — принцип любой работы. Им может воспользоваться и директор закупок. Работу нельзя сделать одновременно качественно, быстро и недорого. Одной из составляющих придётся пожертвовать. Нужно найти баланс между тремя вершинами треугольника, чтобы уложиться в бюджет и сроки, не жертвуя качеством.
Привлеките к разработке плана руководителя закупок, финансовый отдел и отдел планирования, распределите роли, сроки и обязанности.
Что учесть в план отдела закупок на год
В годовом плане отдела закупок нужно отразить потребности компании на закупки и снабжение, правильно распределить ресурсы с учётом интенсивности, характера потребления, особенностей закупки, учесть время, необходимое для проведения закупки, производства и доставки, а также дополнительные события — различные активности (конференции и выставки), график отпусков. Основой для плана отдела закупок должен служить тактический план закупок компании.
План нужно согласовать с отделами закупок и финансовым отделом. Решение о закупке должны принимать конкретные сотрудники, ответственные за исполнение плана и его своевременную корректировку.
Для ресурсов категории X можно спланировать годовые контракты с графиком поставок в течение года. Для ресурсов категории Y нужно учесть оптимальное время закупки (например, сезон распродаж). При планировании ресурсов категории Z нужно заложить время на анализ рынка, поиск поставщиков, проведение уникальной закупочной процедуры.
Все отклонения от плана нужно выносить на обсуждение в рамках совещаний или форумов. Факторы, которые повлияли на отклонение от плана важно установить и проанализировать. Их причины могут быть связаны с неточным исполнением плана отделом закупок, изменениями бизнес-планов подразделений, иными изменениями внутренней и внешней среды.
При корректировке плана нужно опираться на сложившуюся действительность, а к корректировке и согласованию нужно подключить всех задействованных в процессе участников.
Лучшее решение — сценарное планирование. Можно детально проработать несколько планов с учётом разных вариантов развития событий. Альтернативные варианты пригодятся при принятии оперативного конкурентного решения, при резком изменении курса валют, при различных внезапных событиях. Но утвердить всё равно необходимо один — основной план.