C последними изменениями в Постановлении Правительства РФ № 238 можно ознакомиться в нашей статье, пункт 2.
Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2015 г. № 238 утверждены форма и правила подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций для заказчиков по закону № 44-ФЗ. В статье представлены результаты анализа отчетной кампании по итогам 2014 года, проведенного руководителем направления по государственным и коммерческим закупкам СО «ФинКонт Торги» Богацкой С.Г. Средний отчетный объем закупок у СМП и СОНКО составил в 2014 году 17,6%, рекордный – 475%.
Постановлением Правительства РФ от 17.03.2015 № 238 "О порядке подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе и внесении изменения в Положение о Межведомственной комиссии по отбору инвестиционных проектов, российских кредитных организаций и международных финансовых организаций для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования" (далее – Постановление № 238) утверждены:
В соответствии с требованиями статьи 30 федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – закон № 44-ФЗ) заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 15 процентов совокупного годового объема закупок (СГОЗ), рассчитанного в порядке, установленном этой статьей. Отчет об объеме закупок у СМП и СОНКО заказчик обязан разместить на официальном сайте до 1 апреля года, следующего за отчетным.
По данным официального сайта на 1 апреля 2015 г. размещено более 120 тысяч отчетов при общем количестве зарегистрированных заказчиков по 44-ФЗ, превышающем 220 тысяч. Несмотря на «погрешности» данных официального сайта, можно однозначно сделать вывод о том, что отчет о закупках у СМП и СОНКО разместили чуть более половины всех заказчиков, работающих по закону № 44-ФЗ. При этом необходимо учитывать, что, согласно разъяснениям представителей Минэкономразвития, автономные учреждения, акционерные общества, унитарные предприятия, в редких установленных законом случаях проводящие закупки по 44-ФЗ, этот отчет размещать не должны.
Утвержденная Правительством форма отчета о закупках у СМП и СОНКО предполагает раскрытие сведений о состоявшихся и несостоявшихся процедурах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), участниками которых могли быть только СМП и СОНКО (далее также процедуры с ограничением участия), а также о фактически оплаченных поставщиками (подрядчиками, исполнителями) договорах субподряда с СМП и СОНКО в размере установленного в документации о закупке процента цены контракта.
Таким образом, в отчете подлежит отражению не реальная сумма денежных средств, перечисленных по договорам (контрактам) субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям, а скорее «номинальная», т.е. в этом отчете не учитываются контракты с единственными поставщиками, заключенные с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями, в том числе по итогам несостоявшихся процедур; не учитываются контракты и объемы денежных средств, перечисленные СМП и СОНКО по итогам конкурентных процедур без ограничения участия. Если в документации был предусмотрен обязательный субподряд для СМП и СОНКО, то он учитывается только в объеме не более процента цены контракта, установленного в документации о закупке, независимо от того, что реальные суммы, перечисленные СМП и СОНКО, могли превышать этот объем.
В отчете могут быть учтены только закупки, подлежащие оплате в отчетном финансовом году, по контрактам, заключенным в отчетном финансовом году, а также до начала отчетного финансового года.
При этом в заключительных положениях закона № 44-ФЗ (ч.30 ст. 112) указано, что при определении объема закупок, предусмотренного ч.1 ст. 30, в расчет СГОЗ не включаются закупки, извещения об осуществлении которых размещены до 1 января 2014 года.
Предложенные Правительством правила и форма отчета об объеме закупок у СМП и СОНКО вызвали у заказчиков массу вопросов.
К сожалению, официальных ответов на поставленные заказчиками вопросы до 1 апреля получено не было. Пришлось формировать отчетные показатели, исходя из собственной логики и понимания требований закона; в некоторых случаях подсказки приходили от вышестоящих органов. Главную проблему – отражения в отчете закупок по закону № 94-ФЗ – большинство заказчиков решили путем невключения сведений об этих закупках в отчет.
Анализ 30 размещенных на официальном сайте отчетов об объеме закупок у СМП и СОНКО за 2014 год заказчиков разного уровня и подчинения (федеральных, субъектов РФ, муниципальных; органов власти, бюджетных, казенных учреждений) показал следующие результаты.
Выполнение нормы закупок у СМП и СОНКО стало нелегким делом для заказчиков со специфическими объектами закупками, поэтому многие крупные федеральные и региональные заказчики показали невыполнение установленного законом № 44-ФЗ минимального объема закупок у СМП и СОНКО, о чем свидетельствуют данные, приведенные в таблице.
№ п/п |
Заказчик |
Доля закупок у СМП и СОНКО в СГОЗ, за исключением объема закупок, сведения о которых составляют государственную тайну и за вычетом закупок, предусмотренных ч.1.1. ст. 30 закона № 44-ФЗ, % |
1. |
Министерство экономического развития |
17,00 |
2. |
Федеральное казначейство |
3,90 |
3. |
Федеральная антимонопольная служба |
19,60 |
4 |
Министерство финансов |
42,55 |
5. |
Генеральная прокуратура |
2,31 |
6 |
Управление делами Президента |
0,77 |
7. |
Министерство иностранных дел |
5,00 |
8. |
Центральная избирательная комиссия |
16,04 |
9. |
Департамент города Москвы по конкурентной политике |
15,00 |
10. |
Комитет по конкурентной политике Московской области |
5,15 |
Абсолютный рекорд по закупкам у СМП и СОНКО поставила средняя общеобразовательная школа Находкинского городского округа – 475%!!!
В заключении считаем необходимым напомнить, что согласно части 11 статьи 7.30 КоАП, осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.
Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит норму о презумпции невиновности, причем неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ст.1.5). В связи с многочисленными противоречиями в нормативном регулировании вопросов осуществления закупок и составления отчетности о закупках у СМП и СОНКО, часть из которых отражена в данной статье, у заказчиков есть шанс на то, что они не будут привлечены к административной ответственности за невыполнение нормы закупок у СМП и СОНКО в связи с отсутствием вины соответствующего должностного лица, особенно, когда большинство проводимых закупок с ограничением участия поставщиков, не являющихся СМП и СОНКО, были признаны несостоявшимися.
Научиться правильно делать отчеты можно на наших курсах и семинарах: /training/zakupki/
Руководитель направления по государственным и коммерческим закупкам
Специализированной организации «Финконт Торги»,
к.э.н., преподаватель Учебного центра «ФинКонт»
С.Г. Богацкая
Вы сможете выбрать только актуальные для вас темы.