Приказом Минэкономразвития России N 544, Казначейства России N 18н от 20.09.2013 определены особенности составления планов-графиков размещения заказов в переходный период становления контрактной системы. Анализ планов-графиков на 2014 г., размещенных на официальном сайте
Контрактная система, введенная федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – закон № 44-ФЗ), накладывает на заказчиков новые обязанности и ограничения. В частности, требования к планам-графикам стали более конкретными, объемными и детализированными.
Согласно Приказу Минэкономразвития России N 544, Казначейства России N 18н от 20.09.2013 "Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы" при составлении планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков на 2014 год должна использоваться форма, утвержденная приказом № 761/20н от 27 декабря 2011 г., но с учетом особенностей, предусмотренных приказом № 544/18н от 20 сентября 2013 г. Указанные особенности отражают нововведения, предусмотренные законом № 44-ФЗ о контрактной системе.
План-график на 2014 год должен включать информацию о запретах и ограничениях, условиях допуска товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок в соответствии со статьей 14 закона № 44-ФЗ, при их наличии; преимущества, предоставляемые участникам закупки, в соответствии со статьями 28 и 29 закона № 44-ФЗ; дополнительные требования к участникам закупки, установленные в соответствии с ч.2 ст.31 закона № 44-ФЗ; информацию об участии в закупке только субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций; информацию об обязательном общественном обсуждении закупки товара, работы или услуги.
В контрактной системе некоторые обязанности и ограничения действий заказчика поставлены в зависимость от совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком.
В частности, согласно ч.1 ст.30 закона № 44-ФЗ, Заказчики, за исключением случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства, закупок Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями услуг по предоставлению кредитов, закупок товаров, работ, услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", и закупок работ в области использования атомной энергии, обязаны осуществлять с учетом положений части 5 настоящей статьи закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком.
Согласно ч.2 ст. 72 закона № 44-ФЗ совокупный годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать десять процентов объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком.
Согласно пп.4, 5 ч.1 ст. 93 закона № 44-ФЗ, совокупный годовой объем закупок товаров, работ, услуг на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., не должен превышать 5% (пять процентов) размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком; при закупках учреждениями культуры и образовательными организациями на сумму, не превышающую 400 тыс. руб., совокупный годовой объем таких закупок не должен превышать 50% (пятьдесят процентов) размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком.
Пока планы-графики, предусмотренные законом № 44-ФЗ, с учетом отсутствия единой информационной системы, в течение переходного периода не составляются, в ч.3 статьи 112 установлено правило, что в 2014 и 2015 годах расчет совокупного годового объема закупок производится заказчиками без использования планов-графиков. Но, с учетом разъяснений представителей Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития, использовать для этих расчетов нужно план-график размещения заказов, составляемый в соответствии с приказом № 544/18н от 20 сентября 2013 г.
Кроме того, важно помнить, что договоры, заключенные в 2013 году в соответствии с лимитами 2014 года (с оплатой в 2014 году), не учитываются в совокупном годовом объеме закупок 2014 года, который исчисляется в соответствии с планом-графиком размещения заказов на 2014 год.
Таким образом, правильное составление плана-графика размещения заказов на 2014 год становится залогом законности закупочной деятельности заказчика и необходимым условием осуществления закупок в рамках контрактной системы.
План-график размещения заказов на 2014 год может быть размещен на официальном сайте как в структурированном, так и не в структурированном виде. Переход к размещению планов-графиков исключительно в структурированном виде планируется осуществить только с введением в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок.
Заказчикам важно знать и учитывать основные изменения требований к составлению планов-графиков на 2014 год.
Анализ планов-графиков размещения заказов на 2014 год, размещенных на официальном сайте, показал следующие результаты:
Анализ был проведен на основе информации, включенной в планы-графики размещения заказов на 2014 год, размещенной 20 (двадцатью) случайно отобранными заказчиками федерального, регионального и муниципального уровня, включая органы власти, бюджетные и казенные учреждения.
Использовать запросы предложений и конкурсы с ограниченным участием планирует только 5% заказчиков, чьи планы были объектом исследования; двухэтапные конкурсы пока не запланированы ни одним из заказчиков. Также следует отметить резкое сокращение количества планируемых закупок путем проведения запроса котировок. Примерно 40% заказчиков полностью отказались от использования запроса котировок в своей закупочной деятельности.
Заказчики допускали и иные ошибки и нарушения при составлении планов-графиков. В частности, распространенными ошибками являются:
В заключении следует отметить, что заказчикам следует более внимательно и ответственно относится к обязанности составления и размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов, поскольку планированию в рамках контрактной системы уделяется повышенное внимание, включая установление требований достоверности, полноты, открытости и прозрачности размещаемой информации. В течение января 2014 года, в первый месяц функционирования контрактной системы, заказчикам выполнить указанные требования в отношении планов-графиков не удалось. Соответственно, актуальной является задача утверждения планов-графиков в новой редакции (внесения в них изменений), с исправлением всех допущенных ошибок и недостатков. При этом важно помнить, что при размещении новой редакции плана-графика необходимо прикрепить документ, содержащий перечень внесенных изменений (постановление Правительства № 913 от 12.10.2013 г.).
Согласно ч.1.4 ст.7.30. Кодекса РФ об административных правонарушениях, размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, подлежащих размещению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч. 3 ст.7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, неразмещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Всегда рады видеть Вас на наших cеминарах по 44-ФЗ в Москве и Санкт-Петербурге, где подробно рассматриваются все проблемные вопросы госзакупок.
Автор: Богацкая Софья Германовна, к.э.н., Руководитель направления по государственным и коммерческим закупкам ООО СО «Финконт Торги».
Вы сможете выбрать только актуальные для вас темы.