Как удивить клиента качеством и ценой, и при этом остаться в плюсе? Этим вопросам в 50-х годах прошлого века задался японский предприниматель Тайити Оно — один из основателей производственной системы компании «Toyota».
Как удивить клиента качеством и ценой, и при этом остаться в плюсе? Этим вопросам в 50-х годах прошлого века задался японский предприниматель Тайити Оно — один из основателей производственной системы компании «Toyota».
Как удивить клиента качеством и ценой, и при этом остаться в плюсе? Этим вопросам в 50-х годах прошлого века задался японский предприниматель Тайити Оно — один из основателей производственной системы компании «Toyota».
Предприниматель создал философию, основа которой — потребительская ценность для клиента. Чтобы её достичь, в производстве нужно исключить лишние этапы, а сэкономленное время, направить на улучшение качества товара и устранение лишних издержек для клиента (хранение на складе, брак). Такой подход получил название - бережливое производство.
Чтобы перейти на бережливое производство, нужно исключить потери. Сперва их следует выявить и проанализировать.
Всего Тайити Оно выявил 8 типов потерь:
1. Перепроизводство (создание продукции, не нужной потребителю).
Как выявить: изучить спрос на товары.
2. Ожидание (нарушение в логистики и поломка техники).
Как выявить: найти проблемы в логистике производства, изучить состояние оборудования.
3. Запасы (закупка материалов с избытком).
Как выявить: изучить спрос на товар, проанализировать отношения с поставщиками материалов.
4. Излишняя транспортировка (лишние зоны хранения, нелогичная транспортировка).
Как выявить: проанализируйте необходимость каждого помещения, обратите внимание на то, что можно было бы изменить в транспортной логистике предприятия.
5. Излишнее перемещение людей (плохая организация труда).
Как выявить: обратите внимание на поведение сотрудников: соблюдают ли они трудовой распорядок, как организуют свое рабочее пространство.
6. Брак.
Как выявить: отследите, есть ли контроль на каждом этапе производственного процесса, проверьте квалификацию работников.
7. Излишняя обработка (создание продукции с ненужными для потребителя качествами).
Как выявить: узнайте спрос на товар.
8. Неиспользованный человеческий потенциал (выполнение только рутинных операций).
Как выявить: проведите анкетирование сотрудников, узнайте, достаточно ли они мотивированы, чтобы больше вкладываться в работу.
Вначале 2000-х отечественные производители начали внедрять технологии бережливого производства. Одними из первых осваивали «японскую философию» на заводе «Урал», который входил в группу ГАЗ. В результате нововведений заводу удалось сэкономить около 400 миллионов рублей за год! И это не единственный из плюсов.
В российских реалиях внедрение японской «философии» выглядит часто не так безоблачно, как это представлялось в планах: работники загораются идеей, реализовывают ее, но не получают быстрый результат. Из-за этого люди часто перестают верить в бережливое производство и перестают работать по новым механизмам.
Бережливое производство – это отличный способ самоорганизации и, своего рода, надстройка над ней. Главное — проникнуться такой философией. Попробуйте пользоваться ей не только в работе, но и в повседневной жизни!
Ознакомиться с положительным опытом внедрения инструментов «Бережливого производства», приводящим к экономическому росту и оптимизации потерь на предприятии, можно на курсе Учебного центра «Финконт»:
Практика внедрения и развития бережливого производства. Курс в Санкт-Петербурге
Вы сможете выбрать только актуальные для вас темы.