С чрезмерной осторожностью можно встретиться во многих секторах экономики. Часто руководство бросается из крайности в крайность, борясь с рисками. Но насколько всё это оправдано? Ведь часто из-за осторожности можно упустить и прибыль. Вывод: нужен продуманный бизнес-расчёт риска, который поможет оценить не только потенциальный ущерб, но и потенциальные выгоды.
Когда можно и нужно рисковать
Избегать рисковых ситуаций руководителей многих предприятий заставил финансовый кризис. Более смелые и предприимчивые задумываются, на какой риск пойти и какие средства для управления рисками использовать. Часто задачу усложняет отсутствие практики.
В ряде случаев без риска в принципе невозможна работа компании. Например, в кредитовании всегда присутствует уровень риска. Но его сокращение может затруднить предпринимательство и усилить дефляцию.
Лицам, вовлечённым в заключение контрактов, следует понимать уровень склонности компании к риску. Довести эту информацию до исполнителей надлежит корпоративным лидерам. Именно они определяют рисковые предпочтения и объём инвестиций, который можно вложить в потенциальный доход.
Заявление компании о величине риска, допустимой в текущих бизнес-задачах, называют риск-аппетитом.
В чём выражаются риск-аппетиты
Риск-аппетит гарантирует, что принимаемые угрозы в полной мере соответствуют повестке дня, определяемой советом директоров. Он помогает сотрудникам находить компромиссы между осторожностью и опасностью, связывает корпоративную стратегию предприятия с его повседневной деятельностью.
Формирование риск-аппетитов требует постоянного многомерного анализа внешних и внутренних факторов в рамках различных направлений бизнеса.
Определение риск-аппетитов полезно не только для организаций финансового сектора. К примеру, химическая корпорация может решить хеджировать товарные риски и гарантировать поставки сырья, спекулируя на его ценах. Здесь возникают две проблемы:
- Руководство компании может не знать, насколько велик риск андреррайтинга.
- Решения о спекуляции и хеджировании часто принимаются в рамках одной бизнес-единицы, поэтому риск не рассматривается в контексте всего предприятия.
Выходит, что местное руководство может застраховаться от риска высоких цен на определённый вид товара, не имея представлений, что более крупная компания уже снизила этот риск до нуля путём естественной диверсификации и сделала хеджирование ненужным.
В установлении риск аппетитов заинтересованы также энергетические компании, различные категории перевозчиков и многие другие отрасли.
Можно чётко сформировать свой аппетит к волатильности доходов как акционеров, так и сотрудников. Такой шаг даст видимое обоснование для хеджирования и добавит терпимости к ценовым колебаниям.
Пять составляющих риск-менеджмента
При определении риск-аппетитов обратите внимание на пять основных моментов:
- Базовый уровень риска. Проанализируйте текущие показатели финансового риска. Это даст вам чёткое представление о существующих на предприятии угрозах. Спрогнозируйте размер ущерба, если вы не будете реагировать на риск.
- Общее отношение к риску. Введите набор показателей и сделайте их доступными для всех сотрудников. В этот перечень нужно включить вопросы, которые помогут выявить индивидуальные предпочтения фирмы и наличие определенных видов риска.
- Внешние перспективы. Взгляните на риск-аппетит компании глазами конкурентов. Так вы сможете увидеть недостаточность дохода в масштабах иных предприятий рынка, в рамках уже установленных принципов риска.
- Устранение последствий. Каталогизируйте существующие риски, измените векторы движения. Нужно продолжить улучшать те направления бизнеса, которые успешно работают и приносят необходимый доход. А направления, которые не показали желаемых результатов, можно временно приостановить.
- Мониторинг. Постоянно контролируйте склонности к риску. Отслеживайте проведение текущих мероприятий, вносите коррективы в случае необходимости.
Как адаптировать риск-аппетит
Организации, которые длительное время соблюдают осторожность, однажды приходят к выводу об упущенной прибыли. Пытаясь наверстать упущенное, они начинают двигаться в противоположном направлении. Такие колебания приводят к хаотичному положению дел для клиентов, сотрудников и инвесторов.
Действовать следует поэтапно, в понятной форме доводя до работников компании все стратегические решения:
- Склонность компании к риску следует наглядно оформить в виде документа. Туда следует прописать поведенческие модели для преодоления рисковых ситуаций.
- Для каждого подразделения нужно определить границы допустимого риска. Это поможет избегать угроз менеджерам всех звеньев управления.
- Для лиц, принимающих решения, следует провести официальное обучение. Так они смогут полностью понимать риск-аппетиты компании.
- Совет директоров должен оперативно реагировать на текущие изменения, предлагать новые стратегические решения и идеи.
Помните, что для каждой компании риск-аппетиты уникальны. Они основаны на конкретных стратегиях и атрибутах, влияющих на поведение организации.