С 11 февраля 2025 года действует новый порядок проверки документов, которые заказчики предоставляют для внесения информации об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков (РНП), предусмотренный Законом № 223-ФЗ. Порядок утверждён приказом ФАС России от 24 декабря 2024 № 1072/24.
Проверке подлежат документы, содержащие сведения, предусмотренные пунктами 2-4 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках), утверждённых постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2012 № 1211.
Какие сведения направляет заказчик
Перечень направляемых заказчиков сведений в составе документов зависит от обстоятельств расторжения договора и того, кем является недобросовестный участник или поставщик (подрядчик, исполнитель) в отношении способа заключения договора (таблица 1).
Таблица 1. Перечень сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках), направляемых заказчиком в уполномоченный орган:
В случае уклонения от заключения договора победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора (если документацией о закупке предусмотрена обязанность такого лица заключить договор)
|
В случае если единственный участник закупки, подавший заявку на участие в закупке, либо участник закупки, признанный единственным участником закупки, либо участник закупки, единственно участвующий на всех этапах закупки, которые в соответствии с документацией о закупке обязаны заключить договор, уклонились от заключения договора
|
В случае расторжения договора по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика, в отношении которого иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении РФ, граждан РФ или российских юрлиц, введены политические или экономические санкции и (или) в отношении которого иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера, от исполнения договора в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) условий договора
|
- сведения, предусмотренные пунктами 3 - 7 перечня сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, утв. ПП РФ от 22 ноября 2012 г. № 1211, а в случае закупки товаров, работ, услуг, по которой принято решение Правительства РФ в соответствии с ч.16 ст. 4 Федерального закона №223-ФЗ или в случае закупки товаров, работ, услуг и заключения договоров, сведения о которых составляют государственную тайну, - сведения, предусмотренные пунктами 3 - 5 перечня;
- копию протокола (иного документа, в случае если такой протокол не предусмотрен), на основании которого заключается договор с победителем закупки или участником закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора;
- копию уведомления (при наличии) об отказе от заключения договора победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора;
- копию решения суда (при наличии) о понуждении к заключению договора победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора;
- иные документы (при их наличии), свидетельствующие об отказе победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора.
Сведения необходимо направить в уполномоченный орган не позднее 30 календарных дней со дня заключения договора с участником закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора, или со дня истечения срока подписания договора, указанного в документации о закупке (если документацией о закупке не предусмотрено заключение договора с иным участником закупки при уклонении победителя закупки от заключения договора).
|
- сведения о лице, уклонившемся от заключения договора, предусмотренные пунктами 3 - 7 перечня, а в случае закупки товаров, работ, услуг, по которой принято решение Правительства РФ в соответствии с ч. 16 ст. 4 Федерального закона №223-ФЗ, или в случае закупки товаров, работ, услуг и заключения договоров, сведения о которых составляют гостайну, - сведения, предусмотренные пунктами 3 - 5 перечня;
- копию протокола (иного документа, в случае если такой протокол не предусмотрен), на основании которого должен быть заключен договор с лицом, уклонившимся от заключения договора;
- копию уведомления (при наличии), направленного лицом, уклонившимся от заключения договора, об отказе от заключения договора;
- копию решения суда (при наличии) о понуждении к заключению договора лица, уклонившегося от заключения договора;
- иные документы (при их наличии), свидетельствующие об отказе от заключения договора лица, уклонившегося от заключения договора.
Сведения необходимо направить в уполномоченный орган не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора, указанного в документации о закупке.
|
- сведения, предусмотренные пунктами 3 - 8 перечня, а в случае закупки товаров, работ, услуг, по которой принято решение Правительства РФ в соответствии с ч. 16 ст. 4 Федерального закона №223-ФЗ, или в случае закупки товаров, работ, услуг и заключения договоров, сведения о которых составляют гостайну, - сведения, предусмотренные пунктами 3 - 5 перечня;
- копию решения суда о расторжении договора.
Сведения необходимо направить в уполномоченный орган не позднее 10 рабочих дней со дня расторжения договора.
|
Какая информация предусмотрена перечнем сведений, включаемых в РНП
Пунктами 3 – 8 упомянутого в таблице перечня сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, утв. ПП РФ от 22 ноября 2012 г. № 1211 предусмотрена следующая информация:
Пункт 3. Наименование юрлица, ФИО физлица, которые уклонились от заключения договоров или с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров;
Пункт 4. Сведения о месте нахождения юрлица или месте жительства физлица:
- страна, почтовый индекс, наименования единицы административно-территориального деления страны, муниципального образования, населённого пункта и улицы, номер дома (владения), корпуса (строения) и офиса - для юрлица;
- страна, почтовый индекс, наименования единицы административно-территориального деления страны, муниципального образования, населённого пункта и улицы, номер дома (владения), корпуса (строения) и квартиры, где физлицо зарегистрировано по месту жительства, - для физлица.
Пункт 5. ИНН, присваиваемый налоговым органом РФ, или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог ИНН (для иностранных лиц).
Пункт 6. Дата подведения итогов закупки (в случае, если победитель закупки уклонился от заключения договора) либо дата признания закупки несостоявшейся, в которой единственный участник закупки, подавший заявку на участие в закупке, или участник закупки, признанный единственным участником закупки, или участник закупки, единственно участвующий на всех этапах закупки, уклонились от заключения договора (в случае, если такое лицо в соответствии с документацией о закупке обязано заключить договор), дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного договора, а также реквизиты подтверждающего документа.
Пункт 7. Сведения о договоре:
- наименование товаров (работ, услуг);
- ОКПД 2 (с обязательным заполнением разделов, классов, а также возможным заполнением подклассов, групп и подгрупп, видов продукции (услуг, работ), а также категорий и подкатегорий продукции (услуг, работ);
- валюта договора;
- цена договора;
- срок исполнения договора;
- код валюты договора.
Пункт 8. Дата расторжения договора с указанием основания расторжения договора (в случае расторжения договора по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика, в отношении которого иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении РФ, граждан РФ или российских юрлиц, введены политические или экономические санкции и в отношении которого иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера, от исполнения договора в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) условий договора) и документа, являющегося основанием расторжения договора (решения суда).
Как подавать документы в ФАС по новым правилам
Документы нужно подавать в ФАС России или её территориальный орган по месту нахождения заказчика, указанному в извещении (документации о закупке).
В каких случаях документы рассматривает ФАС России:
- проведение закупки, начальная (максимальная) цена договора (цена лота) которой превышает 700 миллионов рублей;
- проведение закупки, начальная (максимальная) цена договора (цена лота) которой составляет более 100 миллионов рублей, заказчиками, у которых общая сумма договора (договоров), заключённого (заключённых) в течение года, предшествующего году, в котором направляются документы, содержащие сведения, составляет свыше одного миллиарда рублей.
Если документы были направлены не туда, они автоматически перенаправляются в нужный орган в течение трёх рабочих дней, следующих за днём поступления в ФАС либо её территориальный орган.
При несоответствии направленных документов предусмотренным составу и требованиям, их рассмотрение приостановят, а заказчику в течение трёх рабочих дней с даты поступления документов направят уведомление об отсутствии необходимой информации. Со дня получения уведомления заказчику нужно направить недостающие данные в течение трёх рабочих дней.
Как происходит проверка документов: порядок и сроки
Если документы соответствует составу и требованиям, ФАС России или её территориальный орган в течение трёх рабочих дней со дня получения документов направит заказчику, участники закупки, поставщику (подрядчику, исполнителю) почтовым отправлением или по электронной почте уведомление о назначении рассмотрения документов.
Сведения проверят в течение 10 рабочих дней с даты поступления документов (проверку проводит комиссия по контролю в сфере закупок центрального аппарата ФАС России или её территориального органа).
Обратите внимание! В заседании комиссии вправе участвовать заказчики, участники или поставщики (подрядчики, исполнители). Если лица, которых надлежащим образом уведомили о дате, времени и месте заседания, не явятся, документы рассмотрят в их отсутствие.
Заказчик вправе письменно или устно представить на заседание комиссии информацию и документы, в том числе подтверждающие недобросовестное поведение участника закупки или поставщика (подрядчика, исполнителя). Тот, в свою очередь, может также письменно или устно представить объяснения, подтверждающие отсутствие фактов недобросовестности.
В ходе проверки комиссия может запросить у сторон дополнительные документы (материалы) и (или) информацию, направив посредством почтового отправления или по электронной почте мотивированный запрос с указанием срока, в который указанную информацию нужно предоставить.
По результатам рассмотрения документов комиссия принимает решение о включении или об отказе во включении информации об участнике закупке, поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП.
Ранее все заключения направлялись в центральный аппарат ФАС России, где издавался итоговый приказ, который был окончательным процессуальным актом. Теперь самостоятельным основанием для включения сведений в РНП является решение, принимаемое комиссией.
Рекомендуем
Участие поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в закупках по закону № 223-ФЗ. Изменения, практика, сложные вопросы участия в закупках
Практический курс для поставщиков «Участие поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в закупках по закону № 223-ФЗ. Изменения, практика, сложные вопросы участия в закупках» адресован участникам закупок по закону 223-ФЗ – поставщикам, подрядчикам, исполнителям, как только осваивающим направление тендерных продаж, так и активно работающим на рынке государственных и корпоративных тендеров, в целях адаптации к изменениям законодательства и практики, решения сложных вопросов и минимизации рисков при участии в регламентированных закупках.
Практика закупок по ФЗ-223. Закупки с запретами, ограничениями и преимуществами. Закупки у субъектов МСП. Контроль ФАС России
Семинар «Практика закупок по ФЗ-223. Закупки с запретами, ограничениями и преимуществами. Закупки у субъектов МСП. Контроль ФАС России» посвящен последним изменениям, актуальным и сложным вопросам практики осуществления закупок по закону № 223-ФЗ.
Закупки по 223-ФЗ: новые требования и практические вопросы применения 223-ФЗ
В рамках программы рассматриваются сложные вопросы практики осуществления закупок по закону 223-ФЗ, новации в законодательстве 2024-25 годов, дается анализ выявляемых нарушений и практические рекомендации по проблемам проведения и участия в закупках по 223-ФЗ.