Промышленная безопасность ОПО: что изменилось в законодательстве в 2024 году

В сентябре 2024 года изменились некоторые правила промышленной безопасности. Вступил в силу Федеральный закон от 25 декабря 2023 № 637-ФЗ, предусматривающий комплекс поправок в Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также ряд других нормативных актов.

В сентябре 2024 года изменились некоторые правила промышленной безопасности. Вступил в силу Федеральный закон от 25 декабря 2023 № 637-ФЗ, предусматривающий комплекс поправок в Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также ряд других нормативных актов.

Уточнили правовое регулирование в области промышленной безопасности на ОПО, внесли изменения в Правила организации и осуществления производственного контроля и Положение об аттестации экспертов.

Памятка!

Опасными производственными объектами (ОПО) являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к Федеральному закону от 21 июля 97 № 116-ФЗ.

Промышленная безопасность ОПО — состояние защищённости жизненно важных интересов личности и общества от аварий на ОПО и последствий указанных аварий.

Обзор девяти ключевых изменений приводим в материале.

1. Внесли изменения в части обоснования безопасности ОПО и внесения изменений в такое обоснование (п.4 ст.3 Закона № 116-ФЗ)

Установили, что обоснование безопасности ОПО, а также вносимые в него изменения утверждает застройщик или технический заказчик (при проектировании ОПО) либо руководитель эксплуатирующей организации при наличии положительного заключения экспертизы промышленной безопасности.

Обоснование безопасности ОПО и внесённые в него изменения (при их наличии) эксплуатирующая организация направляет в Ростехнадзор при регистрации ОПО в госреестре, а в случае проведения капремонта линейного объекта или технического перевооружения ОПО с применением обоснования безопасности ОПО — в течение 10 рабочих дней со дня их завершения.

Изменения, внесённые в обоснование безопасности зарегистрированного в госреестре ОПО, организация, эксплуатирующая такой ОПО, направляет в Ростехнадзор в течение десяти рабочих дней со дня их утверждения.

2. Скорректировали требования к экспертизе промбезопасности для технических устройств в случаях, когда в технической документации отсутствуют данные о сроке службы такого устройства (п. 2 ст. 7 Закона № 116-ФЗ)

Если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на ОПО, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает 10 лет (в прежней редакции — 20 лет).

3. За руководителями организаций (руководителями обособленных структурных подразделений таких организаций) закрепили полномочия принятия решений о возможности эксплуатации отдельных зданий и сооружений на ОПО (новый п.3 ст.9 Закона № 116-ФЗ)

Речь, в частности, идёт о зданиях и сооружениях, предназначенных для технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, после истечения срока эксплуатации таких объектов, установленного проектной или технической документацией, либо по истечении сроков, установленных ранее принятыми решениями о возможности эксплуатации таких объектов.

Решение принимается на основании положительного заключения экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений. Оформляется на бумаге или в форме электронного документа и подписывается КЭП.

Какие сведения содержит Решение

  • сведения о реквизитах заключения экспертизы промбезопасности зданий и сооружений, подтверждающих его включение в реестр заключений экспертизы промбезопасности,
  • информацию о сроках дальнейшей безопасной эксплуатации указанных зданий и сооружений.

4. Расширили состав спецкомиссии по техническому расследованию причин аварий на ОПО (п. 2 ст. 12 Закона № 116-ФЗ)

Согласно новой редакции, в состав спецкомиссии входят:

  • представители субъекта РФ и (или) органа местного самоуправления, на территории которых располагается ОПО;
  • представители организации, эксплуатирующей ОПО;
  • представители страховщика, с которым организация, эксплуатирующая ОПО, заключила договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством РФ об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
  • представители профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, обслуживающих ОПО;
  • представители профессионального объединения страховщиков (в случае отсутствия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта);
  • другие представители в соответствии с законодательством РФ.

Возглавляет спецкомиссию представитель федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа.

5. Уточнили, что понимается под положительным заключением экспертизы промбезопасности (п. 5 ст. 13 Закона № 116-ФЗ)

Напомним, экспертизе промышленной безопасности подлежат:

  • документация на консервацию, ликвидацию ОПО;
  • документация на техническое перевооружение ОПО в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;
  • технические устройства, применяемые на ОПО, в случаях, установленных ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 № 116-ФЗ;
  • здания и сооружения на ОПО, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий;
  • декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации ОПО, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию ОПО, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности;
  • обоснование безопасности ОПО, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности ОПО.

Проводит экспертизу промышленной безопасности лицензированная организация за счёт средств заказчика. По результатам экспертизы составляется заключение.

Под положительным заключением экспертизы промышленной безопасности технического устройства, применяемого на ОПО, здания, сооружения на ОПО понимается заключение, содержащее вывод о полном соответствии указанных объектов экспертизы промышленной безопасности установленным к ним требованиям промышленной безопасности.

6. Уточнили перечень органов, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области промбезопасности (п.1 ст.16 Закона № 116-ФЗ)

Так, федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности на объектах, используемых при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, осуществляют подразделения Минобороны России.

7. Скорректировали права общественного инспектора в области промышленной безопасности (пп. «в» п. 4 ст. 16.2 Закона № 116-ФЗ)

Общественный инспектор в области промышленной безопасности вправе:

  • осуществлять наблюдение за соблюдением организациями, эксплуатирующими ОПО, требований промышленной безопасности;
  • представлять организациям, эксплуатирующим ОПО, предложения об устранении нарушений требований промышленной безопасности;
  • принимать участие в мероприятиях по контролю, проводимых федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, в контрольных (надзорных) действиях, проводимых при осуществлении постоянного государственного контроля (надзора), а также в техническом расследовании причин аварии на ОПО.

8. Внесли изменения в Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промбезопасности (утв. постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2020 года № 2168)

Согласно поправкам, предусмотренным Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2023 № 1233, в Правилах отдельную категорию выделили лицо, ответственное за производственный контроль. Установили задачи лица, ответственного за производственный контроль, и обязанности работника, осуществляющего такой контроль.

С подробным перечнем изменений в формате «было-стало» можно ознакомиться в таблице 1.

Таблица 1. Что изменилось в Правилах организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности с 1 сентября 2024 года

Что изменилось

Редакция до 1 сентября 2024 года

Редакция после 1 сентября 2024

Куда внесли поправку

Скорректировали содержание положения о производственном контроле

Положение о производственном контроле содержит:

  • права и обязанности работника или должностных лиц службы производственного контроля, ответственных за осуществление производственного контроля;
  • порядок сбора, анализа, обмена информацией о состоянии промышленной безопасности между структурными подразделениями в эксплуатирующей организации и доведения её до работников, занятых на ОПО

Положение о производственном контроле содержит:

  • права и обязанности работников, осуществляющих производственный контроль, и лица, ответственного за осуществление производственного контроля;
  • порядок сбора, документирования, хранения, анализа, обмена информацией о состоянии промышленной безопасности между структурными подразделениями в эксплуатирующей организации и доведения её до работников, занятых на ОПО

абзацы 3, 5 п.4 Правил

Скорректировали основные задачи производственного контроля

Основными задачами производственного контроля являются:

  • контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, а также локальных нормативных актов эксплуатирующей организации по вопросам промышленной безопасности.

Основными задачами производственного контроля являются:

  • контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, контроль за соблюдением требований, содержащихся в обосновании безопасности ОПО (при его наличии), а также контроль за соблюдением требований локальных нормативных актов эксплуатирующей организации по вопросам промышленной безопасности

пп. «в» п. 8 Правил

Установили задачи по обеспечению организации для лиц, ответственных за осуществление производственного контроля

Лицо, ответственное за осуществление производственного контроля, обеспечивает организацию:

а) подготовки положения о производственном контроле и внесения в него изменений (в случаях, предусмотренных настоящими Правилами);

б) разработки ежегодного плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на основании результатов проверок состояния промышленной безопасности;

в) контроля за своевременным выполнением работниками, осуществляющими производственный контроль, возложенных на них обязанностей;

г) подготовки и представления в соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» сведений об организации производственного контроля

Новый 13.1 Правил

Скорректировали обязанности лиц, ответственных за осуществление производственного контроля

Работник, на которого возложены функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, обязан:

а) обеспечивать проведение контроля за соблюдением работниками ОПО требований промышленной безопасности;

г) ежегодно разрабатывать план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на основании результатов проверок состояния промышленной безопасности;

з.1) не было в старой редакции;

и) вносить руководителю эксплуатирующей организации предложения (в случае выявления нарушения требований промышленной безопасности):

к) проводить другие мероприятия по обеспечению требований промышленной безопасности.

Работник, осуществляющий производственный контроль, обязан:

а) обеспечивать проведение контроля за соблюдением требований промышленной безопасности работниками ОПО и лицами, осуществляющими по гражданско-правовым договорам на ОПО работы (оказывающими услуги) в области промышленной безопасности, к которым установлены требования промышленной безопасности;

г) утратил силу

з.1) информировать лиц, осуществляющих по гражданско-правовым договорам на ОПО работы (оказывающих услуги) в области промышленной безопасности, к которым установлены требования промышленной безопасности, о таких требованиях;

и) вносить руководителю эксплуатирующей организации и лицам, выполняющим работы (оказывающим услуги) на опасных производственных объектах по гражданско-правовым договорам, предложения (в случае выявления нарушения требований промышленной безопасности):

к) утратил силу.

п.14 Правил

Скорректировали права лиц, ответственных за осуществление производственного контроля

Работник, на которого возложены функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, имеет право:

а) свободно посещать ОПО в любое время суток;

б) знакомиться с документами, необходимыми для оценки состояния промышленной безопасности в эксплуатирующей организации;

в) участвовать в разработке деклараций промышленной безопасности;

г) участвовать в деятельности комиссии по расследованию причин аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО;

д) вносить руководителю эксплуатирующей организации предложения о поощрении работников, принимавших участие в разработке и реализации мер по повышению промышленной безопасности;

е) приостанавливать работу технических устройств в случае выявления нарушений требований промышленной безопасности, которые могут привести к аварии, инциденту или несчастному случаю на ОПО;

ж) участвовать в работе по подготовке проведения экспертизы промышленной безопасности.

Лицо, ответственное за осуществление производственного контроля, и работник, осуществляющий производственный контроль, имеют право:

а) свободно посещать ОПО в любое время суток;

б) знакомиться с документами, необходимыми для оценки состояния промышленной безопасности в эксплуатирующей организации;

в) участвовать в разработке деклараций промышленной безопасности;

г) участвовать в деятельности комиссии по расследованию причин аварий, инцидентов и несчастных случаев на ОПО;

д) вносить руководителю эксплуатирующей организации (руководителю обособленного подразделения юридического лица) предложения:

  • о поощрении работников, принимавших участие в разработке и реализации мер по повышению промышленной безопасности;
  • об изменении или расторжении договорных отношений с лицами, выполняющими работы (оказывающими услуги) на опасных производственных объектах, в связи с нарушением ими требований промышленной безопасности;

е) приостанавливать работу технических устройств в случае выявления нарушений требований промышленной безопасности, которые могут привести к аварии, инциденту или несчастному случаю на ОПО;

ж) участвовать в работе по подготовке проведения экспертизы промышленной безопасности;

з) контролировать готовность к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на ОПО работников эксплуатирующей организации, её собственных профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, нештатных аварийно-спасательных формирований, созданных из числа работников эксплуатирующей организации, а также состояние систем наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии;

и) контролировать полноту и актуальность информации о состоянии промышленной безопасности в информационных системах эксплуатирующей организации, требования к которым установлены федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности;

к) контролировать организацию безопасной эксплуатации зданий и сооружений на ОПО.

п.16 Правил

9. Внесли изменения в Положение об аттестации экспертов в области промышленной безопасности

Правительство РФ Постановлением от 9 сентября 2023 № 1476 внесло изменения в Положение об аттестации экспертов в области промышленной безопасности, утверждённое постановлением Правительства РФ от 2 июня 2022 № 1009.

В частности, изменения коснулись сроков проверки сведений, проведения квалификационного экзамена, формирования решения об аттестации, отправки уведомлений.

Уточнили и само понятие «эксперт в области промышленной безопасности», предусмотренное Федеральным законом от 21 июля 1997 № 116-ФЗ.

Справка! Эксперт в области промышленной безопасности — физическое лицо, соответствующее квалификационным требованиям профессионального стандарта либо аттестованное, обладающее специальными знаниями в области промышленной безопасности и соответствующее требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2023 № 637-ФЗ).

В самом Положении об аттестации, в частности, установлено, что заявление об аттестации представляется заявителем в Ростехнадзор в виде электронного документа, подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью или простой электронной подписью посредством единого портала Госуслуг.

Ранее возможности подписывать заявление посредством простой электронной подписи предусмотрено не было.

Достоверность сведений, подаваемых с заявлением об аттестации, проверят в течение трёх (а не пяти, как было ранее) рабочих дней со дня поступления заявления об аттестации.

Квалификационный экзамен будет проводиться не позднее двадцатого рабочего дня со дня направления уведомления о допуске заявителя к прохождению квалификационного экзамена.

Также установили, что квалификационный экзамен проводится в срок, не превышающий одного рабочего дня для заявителей, претендующих на прохождение аттестации эксперта третьей категории, и двух рабочих дней для заявителей, претендующих на прохождение аттестации эксперта первой и второй категории.

Решение об аттестации или решение об отказе в аттестации сформируют не позднее второго рабочего дня (а не трёх рабочих дней, как было ранее) со дня проведения квалификационного экзамена.

Уведомление об аттестации в качестве эксперта и о внесении сведений об аттестации в реестр экспертов Ростехнадзор направит заявителю посредством единого портала Госуслуг в срок, не превышающий одного рабочего дня.

Выписка из реестра экспертов предоставляется в виде электронного документа, содержащего двухмерный штриховой код на адрес страницы в интернете, подписанного усиленной КЭП, в автоматическом режиме в день обращения.

Не забудьте учесть изменения в своей работе.

Рекомендуем

Новые требования антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности в 2024 году. Постановление Правительства РФ от 01.03.2024 №258

Курс посвящен изучению новых требований к антитеррористической защищенности объектов промышленности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.2024 № 258 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) промышленности, находящихся в ведении или относящихся к сфере деятельности Министерства промышленности и торговли РФ, в соответствии с профессиональным стандартом «Специалист по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории)».

Смотрите также:

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://www.finkont.ru/blog/promyshlennaya-bezopasnost-opo-chto-izmenilos-v-zakonodatelstve-v-2024-godu/