Переход в «цифру» — не только тренд, но и диктуемая временем необходимость. Игнорировать новую реальность нельзя. Без технологий компания рискует проиграть конкурентную борьбу или вовсе остаться на периферии. Но и сумасшедшая гонка за новыми технологиями не гарантирует победу. В некоторых случаях она может оказаться разрушительной. Как же соблюсти баланс? Разбираем в материале.
Чем отличаются технологии от цифровой трансформации
Сами по себе цифровые технологии изменить бизнес неспособны. Если вы заведёте чат для работы с клиентами или полностью переведёте документооборот в электронный вид, подход к ведению бизнеса это не изменит.
Необходимо преобразовать структуру организации, стратегию её развития, корпоративную культуру, выпускаемые продукты, подход к работе с клиентами. Иначе говоря — нужна полная трансформация модели организации.
Модель цифровой трансформации может выглядеть следующим образом: у компании есть программный интерфейс, через который осуществляются операции с клиентами, продукцией, оборудованием, все внутренние взаимодействия. У активов появляются цифровые двойники. Идёт постоянный сбор данных о производственных и бизнес-процессах. Работают алгоритмы, которые помогают понять, что какую-либо деталь в оборудовании пора менять или клиентам в ближайшее время будет интересен определённый продукт.
Работать по-старому уже не получится
Трансформация — это кардинальная смена модели, которая коснётся каждого бизнес-процесса, каждого сотрудника.
Цель трансформации — создать такую систему управления, которая позволит автоматизировать все рутинные процессы компании и принимать решения на основании данных инструментов мониторинга.
Отказаться нельзя применять: разрушительный пример
Нередко появление крупного игрока в той или иной отрасли, которому удаётся удачно применить новое IT-решение приводит к кардинальному изменению бизнес-ландшафта отрасли.
Яркий пример — такси-сервисы. С их появление6м началось вытеснение таксопарков и банкротство многих компаний. Те, кто колебался или хотел сэкономить на IT-решениях, были вынуждены работать с агрегаторами, диктующими свои условия.
Эффект трансформации можно оценить одним из двух показателей:
-
Time To Market — время доставки бизнес-идеи до конечных потребителей (например, профи, который компания получит, если сможет сократить сроки производства продукта с нескольких месяцев до нескольких недель).
- Количество сокращённых ресурсов (различные издержки).
Таким образом, технологии могут разрушить сложившийся рынок. Выгоднее подстраиваться под новые процессы, чем бороться с ними. Иначе можно остаться на периферии.
Здесь так не принято: человеческий фактор и другие преграды цифровой трансформации
Можно выделить две распространённые ошибки, которые допускают компании:
-
внедрение устаревших технологий;
- бездумная цифровизация.
В первом случае нужно помнить, что у технологий есть цикл устаревания. В среднем он составляет пять лет. То есть, если технология появилась на рынке четыре года назад, вкладываться в неё особого смысла нет. Старые технологии могут тормозить движение компании вперёд.
Бездумная цифровизация — тоже не самое лучшее решение. Некоторые компании стремятся роботизировать все процессы, вплоть до оценки эффективности персонала, собеседований и принятия важных кадровых решений. Это приводит к трудовым спорам и не самым лучшим образом отражается на репутации.
Преградой на пути цифровой трансформации может стать и человеческий фактор. Несмотря на то что технологии значительно упрощает работу, сотрудники могут ему противиться, отвергать нововведения. IT-инструменты изменяют место, роль и функциональные обязанности сотрудников и это вызывает чувство тревоги.
Нужно менять корпоративную культуру, систему взаимоотношения внутри команды разъяснить, как цифровая трансформация отразится на каждом сотруднике, какие появятся преимущества.
Что в приоритете
Во главе цифровой трансформации стоят не технологии, а образ мышления руководства компании. Приоритет нужно отдавать не погоне за технологиями, а грамотно выстроенной стратегии.