Пять частых ошибок, которые допускают заказчики при исполнении госконтрактов

Оплата работ с опозданием, изменение сроков поставок товара без основания, приёмка и оплата невыполненных работ, пренебрежение экспертизой и штрафными санкциями – всё это типичные ошибки, которые допускают заказчики при исполнении контрактов. Нередко нарушения, связанные с порядком исполнения, изменения, расторжения контракта фигурируют и в обзорах Казначейства.

Оплата работ с опозданием, изменение сроков поставок товара без основания, приёмка и оплата невыполненных работ, пренебрежение экспертизой и штрафными санкциями — всё это типичные ошибки, которые допускают заказчики при исполнении контрактов. Нередко нарушения, связанные с порядком исполнения, изменения, расторжения контракта фигурируют и в обзорах Казначейства.

Разберём ошибки, законодательные нормы и меры ответственности подробнее (таблица 1)

Таблица 1. Типичные ошибки, связанные с порядком исполнения, изменения, расторжения контракта

Ошибка

Законодательные нормы и меры ответственности

1. Изменение существенных условий контракта (продление сроков поставки товаров выполнения работ, оказания услуг).

При заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом № 44-ФЗ (ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). В числе таких существенных условий — срок исполнения контракта.

Но есть исключения:

  • По соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2025 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3 — 1.6 ст. 95 Закона № 44-ФЗ на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно (ч. 65.1 ст.112 Закона № 44-ФЗ).
  • В случаях, предусмотренных п. 6 ст. 161 БК РФ, при уменьшении ранее доведённых до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта должен обеспечить согласование новых условий (п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).
  • Если цена заключённого для обеспечения федеральных нужд (нужд субъекта РФ, муниципальных нужд), на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства РФ ( высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ, местной администрации) (п.п. 2 — 4 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).
  • Если контракт, предусмотренный ч. 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капремонт объекта капстроительства) и ч. 16.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, геологическому изучению недр, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесённых в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное в данном случае изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с Законом № 44-ФЗ, предоставления подрядчиком в соответствии с Законом № 44-ФЗ обеспечения исполнения контракта (п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).
  • Если при исполнении контракта, предусмотренного ч. 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и ч. 16.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, сметная стоимость строительства, реконструкции, капремонта, определённая по результатам проверки на предмет достоверности её определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, превышает цену такого контракта. Изменение существенных условий в этом случае осуществляется с учётом такой сметной стоимости строительства, реконструкции, капремонта объекта капстроительства на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение существенных условий не приведет к увеличению цены контракта более чем на 30% (п. 11 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).
  • В случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктами 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).
  • До 31 декабря 2024 года по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключённого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктами 3, 40, 41, 46, 52, 56, 59 и 62 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (ч. 65.3 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).

Изменения условий контракта должны быть предусмотрены законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок и документально подтверждены.

Несоблюдение этого правила предполагает ответственность по ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ:

  • предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 тысяч рублей; на юрлиц — 200 тысяч рублей.

2. Нарушение сроков и порядка оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

Срок оплаты поставленного товара, выполненной работы (её результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта предусмотрены ч. 13.1 ст. 34; ч. 6.1 ст. 110.2 Закона № 44-ФЗ.

По общему правилу — это не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приёмке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 Закона № 44-ФЗ.

По контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капстроительства, оплата производится в соответствии с их сметой в сроки и в размерах, которые установлены таким контрактом или графиком оплаты выполненных по контракту работ (при наличии) с учётом графика выполнения строительно-монтажных работ и фактически выполненных подрядчиком работ.

Исключения в рамках ч. 13.1 ст. 34 (о семидневном сроке) составляю случаи, когда:

  • иной срок оплаты установлен законодательством РФ;
  • оформление документа о приёмке осуществляется без использования единой информационной системы, при этом срок оплаты должен составлять не более 10 рабочих дней с даты подписания документа о приёмке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, а в случае, если контракт содержит сведения, составляющие гостайну, не более 20 рабочих дней;
  • в соответствии с законодательством РФ расчёты по контракту или расчёты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, при этом срок оплаты должен составлять не более 10 рабочих дней с даты подписания документа о приёмке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 Закона № 44-ФЗ;
  • иной срок оплаты установлен Правительством РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Ответственность за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты ТРУ при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд предусмотрена ст. 7.32.5. КоАП РФ:

— это штраф в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей.

За повторное нарушение предусмотрена дисквалификация на срок от одного года до двух лет.

3. Нарушение порядка приёмки, оплата ТРУ без основания.

Комплекса мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки, исполнение контракта включает приёмку поставленного товара, выполненной работы (её результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта (п.1 ч.1 ст.94 Закона № 44-ФЗ).

Условие о порядке и сроках осуществления заказчиком приёмки поставленного товара, выполненной работы (её результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объёма требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приёмки является обязательным для включения в контракт (п.1 ч.13 ст.34 Закона № 44-ФЗ).

При отсутствия оформленного надлежащим образом документа о приёмке товара, работы, услуги, контракт не может считаться исполненным стороной исполнителя (поставщика).

Оплата товара (работы, услуги) без основания может рассматриваться органами контроля как нарушение условий исполнения контракта п.1 и п.2 ч. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ.

За несоставление документов о приёмке поставленного товара, выполненной работы (её результатов), оказанной услуги или отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги для должностных лиц предусмотрена ответственность ч. 9 ст.7.32 КоАП РФ:

— наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 тысяч рублей.

За приёмку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг или отдельных этапов исполнения контракта, когда эти товары, работы, услуги либо результаты выполненных работ условиям контракта не соответствуют, если выявленное несоответствие не устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привело к дополнительному расходованию средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ или уменьшению количества поставляемых товаров, объёма выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, согласно ч.10 ст. 7.32 КоАП РФ, должностное лицо оштрафуют на сумму в размере от 20 тысяч до 50 тысяч рублей.

4. Пренебрежение экспертизой.

Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу.

Экспертиза может проводиться заказчиком своими силами или с привлечением экспертов, экспертных организаций на основании контрактов, заключённых в соответствии с Законом № 44-ФЗ (п.1 ч.1; ч.3 ст.94 Закона № 44-ФЗ).

Правительство РФ вправе определить случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг (ч. 4.1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

Проведение экспертизы результатов поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг — обязанность заказчиков.

Ответственность за несоблюдение требований о проведении экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги или отдельных этапов исполнения контракта, когда в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок к проведению такой экспертизы заказчик обязан привлечь экспертов, экспертные организации, предусмотрена ч.8 ст.7.32. КоАП РФ:

— это штраф на должностных лиц в размере 20 тысяч рублей.

Предусмотрена ответственность и за представление экспертом, экспертной организацией, уполномоченным представителем экспертной организации заведомо ложного экспертного заключения (ст. 7.32.6. КоАП РФ).

Если действие не содержит уголовно наказуемого деяния, должностных лиц накажут на сумму от 30 тысяч до 50 тысяч рублей или дисквалифицируют на срок от шести месяцев до одного года.

Для юрлиц предусмотрен штраф от 100 тысяч до 150 тысяч рублей.

5. Пренебрежение штрафными санкциями в предусмотренных контрактом случаях.

В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) (ч. 6 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трёхсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки ЦБ РФ от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объёму обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством РФ установлен иной порядок начисления пени.

Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством РФ, за исключением случаев, если законодательством РФ установлен иной порядок начисления штрафов (ч.7, ч.8 ст.34 Закона № 44-ФЗ).

От уплаты неустойки (штрафа, пени) сторона освобождается, если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны (ч.9 ст.34 Закона № 44-ФЗ).

Случаи и порядок списания начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, вправе устанавливать Правительство РФ (ч.9.1 ст.34 Закона № 44-ФЗ).

Согласно положениям Закона № 44-ФЗ, в случае несоблюдения исполнения обязательств по контракту, заказчик обязан потребовать выплаты неустойки за просрочку исполнения поставщиком предусмотренного контрактом обязательства.

За отсутствие претензионной работы заказчика могут оштрафовать по ч.7 ст.7.32 КоАП РФ.

  • административный штраф на должностных лиц и ИП в размере от 5 до 15% стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее 30 тысяч рублей или дисквалификация на срок до двух лет;
  • на юридических лиц — от однократного до трёхкратного размера стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее 300 тысяч рублей.

Чтобы закупки проходили без ошибок, внимательно изучайте нормы Закона № 44-ФЗ, изменения законодательства, знакомьтесь с практикой антимонопольной службы и судов.

30.01.25-31.01.25   |   Москва
Курс повышения квалификации

Новые требования в 2025 году и практика закупок в контрактной системе по 44-ФЗ

Программа «Новые требования в 2024 году и практика закупок в контрактной системе по 44-ФЗ» представляет собой разработанный опытными экспертами-практиками, актуализированный комплекс обучающих мероприятий с участием представителя ФАС России.

Смотрите также:

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://www.finkont.ru/blog/pyat-chastykh-oshibok-kotorye-dopuskayut-zakazchiki-pri-ispolnenii-goskontraktov/