Прежде всего, нужно помнить, что с 1 октября вступят в силу нормы Федерального закона от 8 августа 2024 № 318-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ». Изменения предусматривают упрощение процесса осуществления закупок с применением нацрежима в рамках Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ. Подробно познакомиться с поправками можно в нашей статье. Но есть и другие новшества.
Итак, приводим пять поправок, на которые стоит обратить внимание.
У заказчиков, которые утверждают себе положение или присоединяются к положению материнской компании, есть время до 1 января 2025 года внести изменения в свои положения о закупках. Если изменения не привести в соответствие с поправками, они будут считаться неразмещёнными.
Предлагаем посмотреть проект постановления Правительства, которое будет устанавливать правила предоставления нацрежима в рамках 223-ФЗ, а также одну интересную закупку от эксперта УЦ «Финконт». Закупка, с одной стороны, выполняет требования действующего законодательства в части соблюдения минимальной доли российских товаров в рамках 223-ФЗ, с другой — является прообразом закупок, которые будут в 2025 году.
В части 5 статьи 3 Закона № 223-ФЗ закрепили, что участник закупки подаёт для участия:
В части 7 статьи 106 Закона № 44-ФЗ установили, что контрольный орган в сфере закупок вправе приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта заказчиком до рассмотрения жалобы по существу, направив заказчику, оператору специализированной электронной площадки (в установленных Правительством РФ случаях заключения контракта по результатам проведения закрытых электронных процедур без использования ЕИС), в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта заказчиком до рассмотрения жалобы по существу, которое является для них обязательным.
При проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур (за исключением установленных Правительством РФ случаев заключения контракта по результатам проведения закрытых электронных процедур без использования ЕИС) такое приостановление (в случае принятия решения о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется контрольным органом в сфере закупок с использованием ЕИС в сфере закупок при размещении информации в соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 105 Закона № 44-ФЗ. В случае принятия решения о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключён до рассмотрения жалобы по существу. При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы по существу.
Постановлением от 23 сентября 2024 № 1285 Правительство скорректировало акты по вопросам закупок. Основные изменения приведены в таблице 1.
Таблица 1. Какие изменения предусматривает ПП РФ от 23 сентября 2024 № 1285
Документ |
Что изменилось |
|
Дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утв. Постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2013 № 1005 |
Дополнили требования к независимой гарантии |
|
Как было |
Как стало |
|
Независимая гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной КЭП лица, имеющего право действовать от имени гаранта, и должна быть составлена по утверждённым постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. № 1005 «О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона № 44-ФЗ» типовой форме независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в случае составления независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке), типовой форме независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта (в случае составления независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, за исключением обеспечения предусмотренных Федеральным законом № 44-ФЗ гарантийных обязательств), на условиях, определённых гражданским законодательством и статьёй 45 Федерального закона № 44-ФЗ с учётом следующих требований: |
Независимая гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной КЭП лица, имеющего право действовать от имени гаранта или в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об электронной подписи», усиленной КЭП участника финансового рынка, являющегося гарантом, квалифицированный сертификат ключа проверки которой содержит указание только на участника финансового рынка в качестве владельца такого сертификата, и должна быть составлена по утверждённым постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. № 1005 «О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона № 44-ФЗ» типовой форме независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в случае составления независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке), типовой форме независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта (в случае составления независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, за исключением обеспечения предусмотренных Федеральным законом № 44-ФЗ гарантийных обязательств), на условиях, определённых гражданским законодательством и статьёй 45 Федерального закона № 44-ФЗ с учётом следующих требований: |
|
Правила ведения и размещения в ЕИС в сфере закупок реестра независимых гарантий, утв. Постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2013 № 1005 |
Новое правило (п.22) Ответственность за неполноту, недостоверность информации, документов и сведений, подлежащих включению в реестр, за их несоответствие требованиям, установленным законодательством РФ, а также за действия, совершённые на основании таих информации, документов и сведений, несут гарант, заказчик, сформировавшие соответствующие информацию, документ и сведения для включения в реестр. |
|
Правила формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий, утв. Постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2013 № 1005 |
Новое правило (п.17) Ответственность за неполноту, недостоверность информации, подлежащей включению в реестр, за её несоответствие требованиям, установленным законодательством РФ, а также за действия, совершённые на основании такой информации, несёт гарант. |
|
Типовая форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2013 № 1005 |
Сноска <1-1> Предусматривается, что в качестве бенефициара указывается заказчик, за исключением случая проведения совместного конкурса или аукциона, при котором в качестве бенефициара указывается организатор совместного конкурса или аукциона. |
|
Типовая форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, утв. Постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2013 № 1005 |
Предусмотрено, что независимая гарантия вступает в силу, обязанности по договору предоставления настоящей независимой гарантии подлежат исполнению со дня заключения контракта, для обеспечения исполнения которого выдана такая независимая гарантия. |
|
Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 Постановления Правительства РФ от 20 декабря 2021 г. № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства РФ» |
Заказчику предоставили право при проведении конкурсов устанавливать положение о принятии к оценке исключительно контрактов, заключённых и исполненных в соответствии с Законом № 44-ФЗ, и договора, заключённого и исполненного в соответствии с Законом № 223-ФЗ (новый абзац пп. «в» п.28): |
|
Предусмотрена возможность участников закупки представить заказчику для целей оценки номер реестровой записи из соответствующего реестра вместо подтверждающих документов, если такие документы содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещённых в Интернете (новый пп.«ж» п.28): Если документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта «в» п.28 Положения (подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приёмки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров)), и информация о таких документах содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещённых в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе ведение которых осуществляется в ЕИС в сфере закупок с размещением указанных документов на официальном сайте ЕИС в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», вместо направления таких документов участник закупки вправе направить номер реестровой записи из соответствующего реестра. |
||
В отношении закупок в сфере строительства для заказчиков предусмотрели новую возможность в части установки требований (новый пп. «е» п.31): если работы, являющиеся объектом закупки, требуют в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выдачи разрешения на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию, документом, предусмотренным приложением № 1 к настоящему Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта Положения (наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта), его детализирующих показателей может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего (предусматривающих) выполнение работ, требующих в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выдачи разрешения на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию. |
Указанные поправки применяются к отношениям, связанным с закупками ТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупками ТРУ отдельными видами юридических лиц, извещения о которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых направлены после 1 октября 2024 года.
С 6 октября 2024 года согласно Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 6 сентября 2024 № 64 расширяется перечень товаров, в отношении которых для целей госзакупок установлены условия, при выполнении которых товар считается происходящим из государства — члена Евразийского экономического союза.
Ряд новых товаров включили в восемь разделов:
За выполнение операций (условий) для каждой единицы товара установили количество баллов, необходимых для отнесения товаров, включённых в перечень, к товарам, произведённым на территориях государств — членов ЕАЭС.
Не забывайте учитывать изменения при планировании закупок.
Практический курс для поставщиков государственных и корпоративных закупок «Участие поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в регламентированных закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Цель программы переподготовки – получить новую квалификацию «Специалист в сфере закупок для обеспечения корпоративных нужд» и системные знания в области экономических и юридических основ осуществления закупок, действующего законодательства, регламентирующего закупки в соответствии с законом № 223-ФЗ, а также практики его применения.
Цель программы переподготовки — получить новую квалификацию «Специалист в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и системные знания в области экономических и юридических основ осуществления закупок, действующего законодательства, регламентирующего закупки в соответствии с законом № 44-ФЗ, а также практики его применения.
За один день, в доступной форме опытный эксперт представит и разъяснит всё самое важное и актуальное, что изменилось и должно измениться в регламентированных закупках в 2024-25 годах, включая новые правила применения национального режима.
Вы сможете выбрать только актуальные для вас темы.