Исполнители гособоронзаказа должны отчитываться о статьях расходом перед закупщиками и предоставлять сведения по запросу проверяющих органов. Для этих целей введён раздельный учёт по ГОЗ, который позволяет обосновывать расходование целевых средств. Исполнителю следует вести аналитическую фиксацию затраченных ресурсов, определять и отражать в учётном регламенте методы персонального учёта.
С 2021 года действуют новые правила фиксации затрат по гособоронзаказу. Открывать счета исполнителям ГОЗ следует в федеральном органе Федерального казначейства. Расходование целевых средств находится под контролем ведомства.
Осуществлять раздельный учёт по контрактам ГОЗ следует в соответствии с инструкцией, содержащейся в приказе Минфина РФ № 334н. Документ вступил в силу с 9 февраля 2021 года.
Кто и как должен вести раздельный учет в 2021 году
Раздельный учёт в рамках ГОЗ в соответствии с 275-ФЗ должны вести:
- головные исполнители — юридические лица, подписывающие с заказчиком контракт на исполнение ГОЗ (пп.18 п.1 ст.8 275-ФЗ);
- исполнители — участники, являющиеся членами кооперации головного подрядчика, и заключившие договор с головным подрядчиком или подрядчиком (пп.16 п.2 ст.8).
Алгоритм ведения персонального учёта по ГОЗ в 2021 году содержится в приказе Минфина № 334н от 30 декабря 2020 года. Основные положения приведены в соответствие с 385-ФЗ о бюджете на 2021 год и 2022-2023 плановый срок.
Организации, получающие финансирование на выполнение контракта, должны отражать его в учёте по следующим позициям:
- поступление денежных средств;
- затраты;
- активы (права на собственность, основные средства, нематериальные активы, финансы, дебиторская задолженность);
- обязательства (кредиторская задолженность);
- иные статьи расходов.
Персональный отчёт следует сформировать по каждому договору по гособоронзаказу. договору о капитальных вложениях, контракту учреждения, договору о проведении капитального ремонта и т.п. Следует руководствоваться внутренним распорядком и положениями Приказа Минфина РФ № 334н.
Общие правила ведения раздельного учёта прописаны в Приказе Минфина № 255 от 25.12.2019.
Как организовать раздельный учёт по гособоронзаказу
С 2019 года раздельный учёт финансово-хозяйственной деятельности по ГОЗ обязаны вести все организации, выполняющие заказы оборонного назначения. Все производимые взаиморасчёты и перечисляемые целевые средства подлежат казначейскому сопровождению, иными словами — подотчётны Федеральному казначейству. Вести раздельный учёт по каждому контракту должны все получатели целевых средств. Если подобное условие содержится в договоре, вести его необходимо исполнителям всех уровней.
Исполнителям, работающим с гособоронзаказом следует начать с организации учётной политики. В ней отражается принцип ведения раздельного учёта по ГОЗ. Далее издаются приказы об открытии заказов и готовиться первичная документация. Можно следовать инструкции.
- Осуществить раздельный учёт доходов, расходов и активов: деньги, основные средства, материальные запасы, нематериальные активы, кредиторская и дебиторская задолженность, имущественные права и прочие бухгалтерские объекты.
- Закрепить правила в учётной политике (ст. 8 ФЗ № 402 от 06.12.2011).
- Осуществить аналитику по статьям затрат по действующим регистрам бухучета — отдельно по каждому госконтракту.
- Отразить фактические затраты на исполнение соглашения группируются в регистрах аналитического бухучета (карточки затрат, калькуляционные статьи, ведомости).
- Пропорционально базе распределения включить в себестоимость накладные издержки. Показатель распределения следует выбрать в соответствии с учётной политикой. Накладные расходы нужно распределить по каждому соглашению пропорционально срокам исполнения. Данные оформляются бухгалтерской справкой (ОКУД 0504833) и расчетом суммы накладных расходов (приложение № 1 к приказу № 255н).
- В качестве оснований для записей в регистрах аналитического бухучета следует использовать первичные бухгалтерские документы. В каждом из них указываются обязательные реквизиты и идентификатор госконтракта.
- Нужно расписать структуру цены, используя специальную расходную декларацию (приложение № 2 к приказу № 255н).
Расходная декларация необходима для дальнейших взаиморасчётов. За информацией, необходимой для формирования расходной декларации получателю целевых средств следует обратиться в территориальный орган Федерального казначейства (ТОФК). В течение 1 рабочего дня казначейство должно предоставить сведения о состоянии лицевого счёта с плановыми и фактическими показателями. Для проведения окончательного или промежуточного расчёта получателю нужно подготовить расчётную декларацию, бухгалтерскую справку и расчет накладных расходов. Документы нужно отправить в ТОФК в бумажной или электронной форме. Во втором случае документы подписываются квалифицированной ЭЦП.
После проверки регистров специалисты ТОФК принимают решение о перечислении или неперечислении средств. В случае отказа в финансировании, следует исправить нарушения и вновь отправить документы в Казначейство.
Как работать с гособоронзаказом в 2021 году, вести раздельный учёт, об условиях контракта по ГОЗ, ценообразовании, банковском и казначейском сопровождении, вы узнаете на курсах и семинарах в Учебном центре «Финконт».