Государственный оборонный заказ в 2020–2021 годах претерпел изменения.
Государственный оборонный заказ в 2020–2021 годах претерпел изменения.
Государственный оборонный заказ в 2020–2021 годах претерпел изменения. Они коснулись:
Ввиду изменений участникам закупок в сфере ГОЗ следует внимательно следить за возможными рисками, дабы не быть привлечёнными к адмнистративной ответственности за несоблюдение или отклонение от норм.
Предприятие, получившее гособоронзаказ в 2021 году, обязано вести раздельный учет (далее РУ), для головного исполнителя и исполнителя ГОЗ в соответствии с 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (п. 18 ч. 1 и п. 16 ч. 2 ст. 8).
Раздельный учет — это обособление доходов и расходов организации, возникающих вследствие исполнения контракта ГОЗ.
Результат финансово-хозяйственной деятельности (далее ФХД) — это прибыль (убыток) от продаж.
Целевое использование — это использование всех ресурсов для конкретной цели.
Преимущества ведения раздельного учета для организаций-исполнителей ГОЗ заключаются в том, что можно оценивать все риски, вовремя на них реагировать, чтобы не допускать серьезных последствий. А чтобы компании не допускали нарушений, введены меры административной ответственности.
В качестве административного правонарушения признается неисполнение головным исполнителем ГОЗ требования о ведении РУ (ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ).
Состав административной ответственности:
Мерой административной ответственности является административный штраф, предусмотренный ч. 1 ст. 15.37 КоАП РФ:
Можно выделить несколько видов административной ответственности, которая назначается за несоблюдение требований по РУ результатов ФХД и целевого использования средств при выполнении гособоронзаказа.
1. Невыполнение требований о ведении раздельного учета.
В соответствии с п. 18 ч. 1 и п. 16. ч. 2 ст. 8 275-ФЗ организации, выполняющие гособоронзаказ, должны вести РУ по каждому государственному контракту или иному контракту.
Получается так, что каждое допущенное предприятием нарушение закона образует самостоятельное правонарушение, несмотря на то, что они имеют идентичное содержание. Отсюда следует вывод, что виновное лицо должно понести наказание за каждое административное правонарушение.
Но в законе прописано, что обязанность вести РУ возникает у предприятия с момента заключения контракта и прекращается после полного исполнения обязательств по нему. С учетом позиции Пленума Верховного суда РФ нарушение требования о ведении РУ является длящимся правонарушением в период с даты заключения контракта до полного исполнения обязательств по нему.
На практике очень часто бывает, когда выполняются сразу несколько контрактов по гособоронзаказу, например, для предприятий оборонно-промышленного комплекса. При ведении РУ период правонарушения по одному контракту может закрывать периоды правонарушений по другим контрактам, например, при выполнении контракта на производство продукции с длительным технологическим циклом.
Вывод: привлечение к ответственности за неведение раздельного учета по каждому контракту отсутствует, наказание будет зависеть от количества контрактов, заключенных в целях выполнения ГОЗ.
2. Непредставление или несвоевременное предоставление предприятиями отчетов об исполнении контрактов по ГОЗ.
В соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 47, составление отчета носит обязательный характер.
Отчет должны предоставлять следующие организации, ведущие РУ:
Сроки предоставления отчётов следующие:
Несмотря на то, что предоставлять отчет необходимо обязательно, в КоАП РФ отсутствует статья по поводу привлечения к административной ответственности в случае несвоевременного предоставления или непредставления отчета.
На данный момент в этом вопросе только формируется практика контролирующего органа (ФАС России) и судебная практика. Приведем один пример. Организации, выполняющие ГОЗ, не сдали отчет в установленный срок. Тогда УФАС России был наложено административное наказание в форме штрафа. Оно было обжаловано организацией, но суд оставил все без изменений.
Данный отчет в первую очередь предназначен для информирования государственного заказчика об исполнении каждого государственного контракта или иного контракта. Однако получается, что важнее именно составить отчет, а не предоставить его государственному заказчику.
Вывод: составление отчета является обязательным в большей степени для формальности, чтобы документально все было закреплено, а не для предоставления полной и конкретной информации для государственного заказчика.
3. В законодательстве ГОЗ (245-ФЗ) предусмотрено два порядка ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятиями, выполняющими ГОЗ.
В соответствии с п. 4 Постановления № 47 средства, полученные по контракту, в обязательном порядке подлежат казначейскому сопровождению (ведение РУ осуществляется на основании порядка от Министерства финансов РФ). А в Законе о Федеральном бюджете представлена информация, что расчеты по государственным контрактам и иным контрактам в рамках ГОЗ на сумму до 600 000 рублей не подлежат казначейскому сопровождению.
Таким образом, при казначейском сопровождение целевых средств ГОЗ РУ должен осуществляться на основании порядка от Министерства финансов РФ, а в рамках банковского сопровождения — в соответствии с Порядком.
Если же в отношении целевых средств ГОЗ по контрактам банковское и казначейское сопровождение отсутствуют, тогда Порядок ведения РУ отсутствует.
Вывод: оптимальный способ снизить риски привлечения к административной ответственности за несоблюдение требований по раздельному учету результатов финансово-хозяйственной деятельности и целевого использования средств при выполнении гособоронзаказа в 2021 году — выполнять требования законодательства.
Узнайте больше о практике раздельного учета результатов ФХД, новых правилах казначейского сопровождения, ценообразования и контрактной работы в сфере государственного оборонного заказа на семинаре: «Государственный оборонный заказ: практика раздельного учета, нормирования затрат, ценообразования».
Вы сможете выбрать только актуальные для вас темы.