Уставший водитель представляет на дороге серьёзную угрозу. Поэтому его рабочий график должен быть строго регламентирован. Учёту подлежат как время работы, так и перерывы. Режим труда и отдыха водителей утверждён Минтрансом (Приказ № 424). Соблюдать его должны и водитель, и его работодатель. За нарушение предусмотрена административная ответственность.
С 1 сентября отдельные положения документа изменятся. Вступит в силу поправки (приказ Минтранса от 12.01.2022 № 5). Итак, рассказываем, на что обратить внимание.
На кого распространяются правила труда и отдыха водителей
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей распространяются на:
-
водителей автомобилей, работающих по найму;
- ИП, самостоятельно управляющих автомобилем в процессе предпринимательской деятельности.
Исключение составляют водители:
-
обслуживающие органы государственной власти;
- работающие на междугородних перевозках;
- в ведомственной охране;
- оперативно-розыскной деятельности;
- скорой помощи, аварийно-спасательных, пожарных автомобилей, водители-военнослужащие и др. (Полный перечень водителей приведён в п. 1 Приложения к Приказу Минтранса № 424);
- с 1 сентября к списку добавятся водители автомобилей Государственной фельдъегерской службы РФ.
Какого режима труда и отдыха водителей нужно придерживаться в 2022 году
В 2022 году действуют правила с изменениями, вступившими в силу с 1 января 2021 года. С 1 сентября 2022 года вступит в силу ряд новых правил. Для удобства они выделены жирным шрифтом.
-
Нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может составлять более 40 часов в неделю.
- Максимально допустимое время управления автомобилем — 9 часов в день. При необходимости это время можно увеличить до 10 часов, но не более 2 раз в неделю. Ещё на 2 часа можно увеличить время движения, чтобы завершить перевозку или доехать до места стоянки.
- Обновлённый режим работы труда и отдыха водителя предусматривает, что теперь продолжительность периода для суммированного учёта всегда будет составлять 1 месяц. Но если профсоюз (а при его отсутствии — иной представительный орган работников) даст одобрение, этот период может быть увеличен работодателем до 3 месяцев.
С 1 сентября 2022 появится норма для ИП-водителей, управляющих автомобилем самостоятельно. Продолжительность рабочего времени для таких водителей не должна превышать нормального числа рабочих часов за учетный период один месяц.
-
Смену можно разделять на части. Перерыв между сменами должен наступить не позднее чем через 5 часов после того, как водитель приступил к работе (для водителей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении — не позднее чем через 3 часа). Это допускается только с согласия водителя и после получения одобрения профсоюзного органа. Время перерыва между частями рабочего дня не входит в рабочее время водителя.
С 1 сентября 2022 года такая норма уточняется для ИП-водителей, управляющих автомобилем самостоятельно. Они смогут разделить рабочий день (смену) на части на основании собственного решения.
-
Минимальная продолжительность ежедневного отдыха для водителей, по отношению к которым применяется суммированный учёт рабочего времени, в 2022 году должна быть не менее 11 часов.
- Водители должны отдыхать не менее 45 часов в неделю. Начинаться отдых должен не позднее шестого ежедневного периода, наступающего с момента завершения предыдущего еженедельного отдыха. Еженедельный отдых можно сократить до 24 часов, но не более чем один раз в течение любых двух последовательных календарных недель. Разницу времени, на которое был сокращён еженедельный отдых, водитель должен в полном объёме использовать на отдых в течение трёх подряд календарных недель после окончания календарной недели, в которой был сокращён еженедельный отдых. Такой период отдыха следует присоединить к еженедельному отдыху, либо к ежедневному отдыху, продолжительностью не менее 9 часов.
С 1 сентября 2022 года уточняются условия отдыха для водителей, работающих вахтовым методом в условиях Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, эксплуатирующих автомобиль вне населённых пунктов. Для данной категории допустимо сократить еженедельный отдых до 24 часов в каждую календарную неделю при условии компенсации этого сокращения между вахтами в течение учётного периода.
Не забывайте про тахографы
Для непрерывной регистрации данных о продолжительности управления машиной и отдыха водителя, маршруте движения и скорости необходимо применять тахографы. Режим труда и отдыха водителей по тахографу должны полностью совпадать с режимом, утверждённым для других групп водителей.
Требования к тахографам следует учитывать при разработке графика работы (Приказ Минтранса РФ № 440).
На сколько оштрафуют за нарушение правил
За нарушение режима труда и отдыха как для водителей, так и для их работодателей предусмотрена ответственность (ч. 3 ст. 11.23 КоАП РФ).
-
За управление автомобилем без тахографа, если его установка законодательно предусмотрена и за использование прибора с нарушениями, водителя могут оштрафовать на сумму от 3000 до 5000 рублей.
- За выпуск автомобиля на линию без тахографа, если его установка законодательно предусмотрена, за нарушение требований к использованию тахографа (за исключением поломки после выпуска на линию) наложат штраф:
- на должностных лиц — от 7000 до 10000 рублей;
- на ИП — от 15000 до 25000 рублей;
- на организации — от 25000 до 50000 рублей.
- За несоблюдение режима труда и отдыха водителей в части несоблюдения времени управления автомобилем и времени отдыха оштрафуют:
- водителя — на сумму от 1500 до 2000 рублей;
- должностное лицо — от 7000 до 10000 рублей;
- ИП — от 15 000 до 25 000 рублей;
- организацию — от 25 0000 до 50 000 рублей.
Помимо этого, работодателям и ответственным должностным лицам будет грозить административная ответственность в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение норм трудового законодательства.
Новые нормы и правила режима труда и отдыха по тахографам, новые условия прохождения медосмотров водителями, новые требования к охране труда водителей с 01.03.2022 рассмотрим на курсе повышения квалификации: «Водители автотранспорта: особенности режима труда и отдыха в 2022 году».