Как и любое производство, швейное предприятие работает ради получения прибыли. Её размер, рентабельность производства, себестоимость продукции, длительность производственного цикла и другие экономические показатели зависят от организации производства. Она должна быть рациональной и ориентироваться на качество. Начать нужно с организации менеджмента качества.
Как минимизировать дефекты швейного производства
Одна из проблем швейного производства — дефекты продукции и связанные с ними переделки. Они нарушают рабочий ритм и, как следствие, рабочее время используется нерационально.
Минимизировать дефекты поможет трёхсторонний контроль качества: самоконтроль со стороны исполнителя, взаимный контроль между сотрудниками и контроль со стороны мастера.
На участках экспериментального, подготовительного и раскройного производств необходимо контролировать качество материалов, изготовление лекал, раскладки, крой, зарисовки и трафареты.
Обратите внимание на пять составляющих качества:
- квалификация исполнителей;
- соблюдение технических условий и режимов обработки;
- качественная наладка оборудования;
- поступление полуфабрикатов;
- организация контроля качества.
По каждому фактору обязательно нужно вести работу и устранять проблемные места, повышать квалификацию управленцев и рядовых сотрудников. Контролировать следует все участки швейного производства. Для каждого участка задачи контроля должны быть индивидуальными.
Как повысить конкурентоспособность швейного предприятия
Ещё одна причина работать над повышением качества — конкуренция. Покупатели идут к тому, кто шьёт качественнее и производит то, что хочет потребитель, а не директор швейной фабрики.
Повышение конкурентных качеств зависит от организации производства, квалификации кадров, качества сырья, аккуратной межоперационной и межцеховой транспортировки изделий.
Запомните несколько правил современной стратегии управления качеством.
- подходите к управлению качеством как к системному процессу, пронизывающему всю организационную структуру фирмы;
- ориентируйте качество не на собственные идеалы, а на удовлетворение требований потребителя;
- совершенствуйте организационную структуру предприятия;
- контролируйте вопросы качества не только в рамках производственного цикла, но и в процессе маркетинга, разработки, конструирования продукции;
- применяйте новые технологии производства;
- мотивируйте сотрудников, повышайте заинтересованность в выпуске качественной продукции.
Систему качества управления производством нужно направить на интересы потребителей. Это основная концепция, которая должна затрагивать все подразделения и быть приемлемой для всего персонала.
Кто должен следить за качеством швейной продукции
Ответственность за качество швейной продукции на предприятии можно возложить на специальные отделы управления качеством (ОУК) или отдел технического контроля (ОТК).
Специалисты отделов должны контролировать качество на всех стадиях производства — от поступления материалов и комплектующих до выпуска готовой продукции, её хранения, упаковки и маркировки. Они же должны выявлять причины выпуска некачественных изделий, принять меры по их устранению, осуществлять мероприятия по повышению качества изделий.
Что нужно знать о стандарте ISO 9001
Принципы менеджмента качества заложены в стандартах ISO (ИСО) 9001 (стратегия, структура, процессы, персонал). На них можно переориентировать и швейное производство.
Справка: что такое стандарт ISO 9001
В основе СМК ИСО 9001 лежит внимание к потребностям клиента. Требования и нормативы неоднократно пересматривались и актуализировались, однако главные положения остаются неизменными и сегодня. Главная задача СМК — не контролировать качество выполнения каждой отдельной операции или единицы продукции, а разработать условия, позволяющие минимизировать ошибки в работе.
Исходя из положений ISO 9001, на предприятии создается система документации СМК, регулирующая все действия, которые имеют какое-то отношение к оказанию услуг и производству материальных товаров. Детализация документации зависит от нужд конкретного предприятия. Единственное условие — она должна соответствовать требованиям стандарта. Разработанная документация должна ротироваться со строгим выполнением всех описанных процедур. Руководство предприятия должно лидировать во всех основных вопросах. Всю важную для успешного функционирования СМК информацию необходимо тщательно изучать и анализировать.
Вот восемь принципов менеджмента качества, за счёт которых можно повысить качество швейной продукции и конкурентоспособность организации.
- Ориентация на потребителя. Производитель должен понимать текущие и будущие потребности покупателей и стремиться превзойти их ожидания.
- Вовлечение работников. Полное вовлечение работников даст возможность по максимуму использовать их способности на благо предприятия.
- Лидерство руководства. Руководители должны создать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники будут полностью вовлечены в достижение целей.
- Процессный подход. Желаемый результат достигается эффективнее, если управление деятельностью и ресурсами рассматривать как цепочки взаимосвязанных процессов.
- Системный подход к менеджменту. Эффективность и результативность предприятия можно улучшить при определении, понимании и управлении системой взаимосвязанных процессов в соответствии с установленной целью.
- Принятие решений, основанных на фактах. Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.
- Взаимовыгодные отношения с поставщиками — увеличат способность обеих сторон создавать ценности.
- Постоянное улучшение. Предприятие должно стремиться к непрерывному улучшению.
В документацию ИСО 9001 можно включить следующие документы:
- руководство по качеству — согласованная информация о системе менеджмента качества организации для внутреннего и внешнего пользования;
- план качества — описывает, как система менеджмента качества применяется к конкретной продукции, услуге, проекту или контракту;
- технические требования — требования к различным процессам производства и контроля;
- методические документы — содержат рекомендации или предложения;
- документированные процедуры, рабочие инструкции и чертежи — содержат информацию о том, как последовательно выполнять действия и процессы;
- записи — содержат объективные свидетельства выполненных действий или достигнутых результатов.
Стандарт предполагает соответствующую работу с персоналом и подготовку рабочей документации. В разработку системы менеджмента качества следует вовлечь практически всех работников. А высшему и среднему звену руководства швейного предприятия, работникам службы качества необходимо глубоко изучить стандарты ИСО 9001.