Многим финансовым операциям на производственном предприятии присущи риски. Это неотъемлемая часть экономического процесса. С рисками связано большинство управленческих решений, связанных с финансовой деятельностью, краткосрочным и долгосрочным планированием. Все риски нужно учесть и оценить, ведь от этого зависит не только развитие, но и существование предприятия.
Рассмотреть различные варианты развития ситуации поможет система бюджетирования.
Какими бывают риски
На этапе формирования бюджета важно провести анализ и прогнозирование возможных потерь. Это ключевой момент в оценке риска.
Риски производственного предприятия можно разделить на две группы:
- Явные — группа рисков, известных из экономической теории и ранее накопленных из собственной практики предприятия.
- Скрытые. Эти риски заранее неизвестны и становятся заметны уже в процессе деятельности предприятия. Например, меры органов власти, которые могут вызвать изменение финансово-экономической деятельности предприятия, налогового законодательства, непредвиденные ситуации внутри предприятия т.п.
Риски первой группы легче спрогнозировать. А вот чтобы не попасть в неприятную ситуацию из-за рисков второй группы, менеджерам нужно регулярно анализировать ситуацию в стране, сопоставлять события с финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.
В зависимости от места возникновения риски делятся на внешние и внутренние (таблица 1).
Таблица 1. Классификация факторов риска промышленного предприятия по месту возникновения.
Внешние риски
|
Внутренние риски
|
Прямого действия
|
Непрямого действия
|
- Международные
- Политические
- Социальные
- Научно-технические
- Экологические
- Экономические
- Правового регулирования
|
- Сфера хранения и управления складскими запасами
- Сфера снабжения
- Сфера сбыта
- Сфера учёта затрат потери от неполного учёта затрат
- Финансовая сфера
- Производственная сфера
- Техническая и технологическая сфера
- Отставание имеющихся основных фондов и используемых технологий от мировых стандартов
|
- Ошибки в процессе финансового и производственного планирования
- Ошибки в управленческих решениях
- Потеря значимой информации
- Кадровые риски
- Неэффективное использование времени менеджерами
|
Факторы внешних рисков не связаны с деятельностью предприятия напрямую. Они не выражены явно и могут лишь поддаваться прогнозирования.
В чём польза бюджетного планирования
Внутренние риски связаны с работой предприятия. С ними можно успешно бороться с помощью системы бюджетного планирования.
Например, в сфере хранения и управления складскими запасами она поможет получить по любому виду ресурса точную информацию о количестве, состоянии и месте нахождения в соответствии с внутренними и внешними документами. Риск получить неполную или неточную информацию снижается, появляется возможность отслеживать факты хищения ресурсов.
В сфере снабжения бюджетирование даст возможность точно подсчитать потребность в каждом материале на определенный период в соответствии с утвержденным планом производства, позволит избежать накапливания излишков запасов на складах, предупредить резкий дефицит какого-либо вида ресурсов и необходимости срочных закупок по завышенным ценам.
В финансовой сфере можно оперативно отслеживать ликвидность активов, поступлений и платежей, определить финансовую эффективность взаимозачётных схем и бартерных сделок.
Для чего нужны бюджет-минимум и бюджет-максимум
Для предприятия последствия рисков могут как отрицательными, так и положительными. При составлении бюджета финансовые менеджеры должны учесть максимально возможное количество рисков.
С учётом возможных рисков нужно разработать несколько бюджетов. Основой будет основной бюджет или бюджет-минимум. Он составляется с минимальным уровнем риска.
Его доходная часть должна включать поступления только от заказов, обеспеченными договорами, вероятность выполнения которых превышает 90%. Такая же вероятность должна быть у исполнения контрактов поставки. Нужно просчитать различные варианты изготовления и транспортировки продукции. Только так можно получить начальный бюджет, подверженный влиянию рисков в минимальной степени. Начальный бюджет — это наиболее реальный сценарий развития событий и основа для следующих вариантов бюджетов.
Последующих вариантов может быть несколько. Все они должны учитывать мероприятия по нейтрализации возможных рисков. Итогом должен стать бюджет — максимум. Это наиболее оптимальный вариант работы предприятия.
Как минимизировать ошибки при бюджетировании
Чтобы снизить вероятность появления ошибок в процессе планирования, свести к минимуму потери от факторов непрямого воздействия и мгновенно получить достоверную информацию в любом интересующем направлении, систему бюджетного планирования можно автоматизировать.
Бюджет целесообразно составлять на год и проводить ежемесячные корректировки по результатам работы организации. Учёт рисков в системе бюджетов будет способствовать повышению эффективности управления затратами промышленного предприятия.