Складская логистика представляет собой управление размещением на хранение, непосредственно само хранение, пополнение и выдачу материальных ресурсов потребителям. Чтобы складская логистика была эффективной, необходимо выполнять как-минимум пять задач:
- Проанализировать эффективность использования существующих складов.
- Определить количество складов.
- Выбрать место расположения склада.
- Разработать качественные логистические процессы на складе.
- Выбрать способ хранения.
Очень важно учитывать возможности службы доставки, а при выборе места для склада ориентироваться на перспективу заселения района. В противном случае из-за сложностей логистики бизнес-план может получить «пробоину».
Представьте ситуацию: в новом большом районе города открывается магазин. Покупателей достаточно, но везти товары приходится издалека. Оплата за доставку выходит накладной, а оборот продукции – невыгодным.
При создании перечня товара нужно ориентироваться на три фактора: возможности логистики, потребности целевой аудитории и специфику бизнеса. Неотъемлемым документом ведения эффективной политики развития торговых точек и складского хозяйства станет ассортиментная матрица.
Для чего нужна ассортиментная матрица?
Ассортиментная матрица - это ряд товаров, предложенных продавцом, которые формируются в зависимости от спроса потребителей. На ассортиментную матрицу накладываются и другие факторы, а именно:
- гендерные различия;
- возраст покупателей;
- сезонный спрос;
- ценовые категории;
- назначение товара.
Ассортиментная матрица формируется следующим образом:
- по горизонтали показатели XYX, показывающие прогноз продаж;
- по вертикали ABC, указывающие потребность и спрос покупателей.
Рассмотрим каждый показатель отдельно:
- X - товары, которые хорошо покупаются, спрос на них можно легко спрогнозировать;
- Y - товары, потребность в которых формируется за счет известных тенденций, трендов, моды, спрогнозировать их сложнее, но можно;
- Z - товары, которые используются нерегулярно, спрос на них сложно спрогнозировать;
- A - данные товары составляют 80% от всех продаж (на год, полгода, квартал, месяц).
- B - данные товары составляют 15% от всех продаж.
- C - эти товары составляют 5% от продаж.
Потребность товаров категории A и X достаточно просто спрогнозировать и проконтролировать, с B и Y сделать это будет сложнее, C и Z - наиболее сложные для анализа товары.
Таким образом:
- основной ассортиментный ряд должен строиться на товарах AX, AY, AZ, BX, CX;
- вспомогательными товарами будут BY, BZ, CY;
- от товаров CZ лучше избавиться либо нужно очень тщательно продумывать, что с ними можно сделать, чтобы пошли продажи.
Чем полезен GPS-мониторинг?
Нормальное функционирование логистики складского хозяйства зависит от разных факторов. Чтобы логистика в 2020 году была эффективной, все бизнес-процессы должны идти в ногу со временем. Так, например, технология автоматизированного спутникового слежения и контроля подвижных объектов (транспорта) позволяет вывести автопарк на новый, продвинутый уровень.
Для того чтобы опередить местоположение подвижного объекта, скорость его перемещения, точное время прибытия и пр. моменты, используются навигационные системы ГЛОНАСС / GPS. GPS мониторинг транспорта позволяет осуществлять круглосуточное наблюдение за подвижным объектом.
Для контроля перемещения автотранспорта есть шесть причин:
- Снижение риска потерь от краж груза, угонов автотранспорта, а также нецелевого использования.
- Минимизация затрат на техобслуживание и покупку топлива за счет оптимизации маршрутов.
- Отсутствие потребности в расширении автопарка в связи с контролем за транспортом.
- Повышение транспортного обслуживания клиентов и возможность привлечения новых покупателей в связи с расширением спектра услуг и быстрого реагирования на запросы.
- Полное знание о пробеге автотранспорта, его техническом состоянии, что позволяет оптимизировать планирование работ, связанных с ремонтом.
- Повышение эффективности работы персонала, материальное стимулирование, в связи с рациональным использованием времени, выше заработные платы, потому что больше выполненных заказов.
Согласно выводам экспертов, использование GPS мониторинга транспорта позволяет снизить пробег и топливные расходы на 20-30%, объем поставляемой продукции увеличить на 25%, повысить уровень удовлетворенности и производительности труда работников (водителей) на 30%, а также снизить расходы на ремонт автотранспорта на 10%.
Таким образом, правильная организация логистики складского хозяйства позволит расширить рынок сбыта, увеличить количество клиентов, повысить качество продукции. Не менее важен и кадровый резерв, его не должно быть много, чтобы деньги не расходовались только на зарплаты. Однако имеющиеся сотрудники не должны быть сильно перегружены, иначе они не смогут эффективно справляться с поставленными задачами. Перечисленные факторы в совокупности способны повысить эффективность складских бизнес-процессов в разы.