Договор — письменное соглашение лиц, устанавливающее, изменяющее или прекращающее взаимные права и обязанности. Он содержит условия, особые для каждого вида договорных обязательств и указанные в ГК РФ. В некоторых случаях для возникновения договорных отношений достаточно только счета, оформленного в виде оферты.
Договорная работа в организации — цикл мероприятий, состоящий из заключения договоров и их исполнения. Деятельность регулируется законами и внутренними нормативными актами, которые отвечают за правильную подготовку и оформление документации, а также согласование условий с контрагентами.
За создание договора обычно отвечает отдел сбыта. Иногда ради выполнения функций создается подразделение со специалистами договорного отдела.
Как правильно составить договор
Перед встречей внесите в проект договора:
- краткую характеристику и вид договорного обязательства;
- наименования сторон;
- предмет договора;
- цену и условия оплаты;
- ответственность за нарушение условий договора;
- сроки выполнения и дополнительные сведения;
- список ответственных лиц.
Специалист договорного отдела поможет не наломать дров. Если его нет, не допускайте следующие ошибки:
- не копируйте договор бездумно, проверяйте, не противоречат ли условия документа текущим обстоятельствам;
- проверяйте срок действия договора — он не всегда равен сроку действия обязательств;
- не обменивайтесь документами по электронной почте — так вы не соблюдаете письменную форму;
- отсутствие доверенности у вас или другого ответственного лица может привести к лишним спорам.
Этапы договорной работы в организации
Заключение договора проходит через шесть стадий.
- От одной из сторон исходит инициатива заключения договора. Она обосновывает необходимость оформления сделки и ее цели.
- Устанавливаются условия сотрудничества, цена и порядок оплаты, достигается компромисс между сторонами.
- Проверяется, насколько добросовестный бизнес-партнер. Ошибка приведет к проблемам с ФНС, срыву договоренностей или обману.
- Договор дорабатывается: уточняются условия, составляются списки дополнительных документов, уточняется процесс визирования.
- Изучение договора финансовой службой, юристом и руководителем.
- Подписание договора, присвоение номера и занесение сведений в реестр договоров.
Дополнительный пункт — преобразование подписанного электронного договора в бумажный договор, простановка печатей.
Типовые формы договоров
Типовая форма договора — шаблон, основанный на образце из справочно-правовой системы. Он ускоряет работу менеджеров и специалистов договорного отдела, дает правовую и финансовую безопасность, упрощает работу с клиентами и партнерами. Предприниматели не создают каждый раз документ заново, а лишь немного его корректируют.
Уменьшаются издержки, появляется полное понимание условий сотрудничества, повышается прибыль в результате роста общих показателей эффективности. При возникновении спора типовой договор дает больше доказательств сторонам, не «размываются» их права и обязанности.
Какие нормативные документы регламентируют договорную работу
Договорная работа в организации основывается на действующем законодательстве и локальных нормативных актах — регламентах. Эти акты описывают:
- подготовку проекта договора;
- проверку контрагентов;
- порядок подписи договоров;
- организуют их исполнение;
- контролируют выполнение;
- учитывают возможные претензии и иски;
- устанавливают специфику хранения.
Если условие не определено сторонами в договоре, отношения сторон определяются обычаями делового оборота.
Локальные акты носят как комплексный характер, так и отражают часть стадий. Чрезмерная детализация стадий рождает правила, которые не используются. Корпоративные акты утверждает руководитель.