Спорные вопросы применения нацрежима в закупках: приводим разъяснения Минфина

Минфин России в письме от 20 марта 2025 № 24-03-08/27794 дал разъяснения по спорным вопросам применения положений постановления Правительства РФ от 23 декабря 2024 № 1875 «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Минфин России в письме от 20 марта 2025 № 24-03-08/27794 дал разъяснения по спорным вопросам применения положений постановления Правительства РФ от 23 декабря 2024 № 1875 «О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Ответы на некоторые вопросы приводим в материале.

1. Вопрос. О каком значении использованных цен идёт речь в Постановлении № 1875:

В соответствии с пп. «и» п. 5 Постановления запрет можно не применять при закупке товаров, не относящихся к товарам и ПО, указанным в позициях 17, 27, 35, 53, 140, 141, 144 и 146 Перечня № 1, при которой НМЦК не превышает 1 миллион рублей, при этом ни одна из использованных при определении таких цен цена единицы товара не превышает 300 тысяч рублей.

Какая именно цена не должна превышать 300 тысяч рублей (каждая из использованных заказчиком цен, полученных от поставщиков или только использованные для обоснования цены значения среднего арифметического цен, полученных от поставщиков)?

Ответ. Заказчик определяет и обосновывает НМЦК в соответствии с положениями ст.22 Закона № 44-ФЗ с учётом установленных особенностей определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, начальной цены единицы работы, услуги, установленных пп. «в» п. 7 Постановления № 1875.

Постановление не регулирует вопросы непосредственно расчёта заказчиком НМЦК, в том числе значений цен, предусмотренных пп. «и» п. 5 Постановления № 1875. Такие вопросы заказчиком решаются в общем порядке в соответствии с положениями вышеуказанной статьи.

Положения пп. «и» п. 5 Постановления № 1875, касающиеся 300 тысяч рублей, применяются в отношении цены единицы товара, использованной для определения НМЦК. Требования к ценам, используемым в свою очередь для определения цены такой единицы товара, данной нормой не предъявляются.

2. Вопрос. В соответствии с пп. «г» п. 7 Постановления № 1875 особенности определения НМЦК не применяются при наступлении случая осуществления закупки товара, включенного в объект закупки (предмет закупки), в отношении которого в соответствии с ч.22 ст. 22 Закона № 44-ФЗ установлен порядок определения НМЦК.

Так, для закупки медизделий при определении НМЦК заказчики должны руководствоваться приказом Минздрава России от 15 мая 2020 № 450н. В соответствии с п. 2 порядка, утвержденного этим документом, порядок не применяется при закупке медизделий, являющихся радиоэлектронной продукцией, включенной в реестр российской радиоэлектронной продукции, в случае установления заказчиком ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 июля 2019 № 878.

Распространяются ли особенности определения НМЦК, предусмотренные пп. «в» п. 7 Постановления № 1875, при закупке из Перечня № 2 медизделий, являющихся радиоэлектронной продукцией, или необходимо руководствоваться порядком, предусмотренным Приказом № 450н?

Ответ. Случаи, при которых особенности цен не применяются, установлены пп. «г» п.7 Постановления № 1875. Согласно абзацу второму этого подпункта особенности определения цен не применяются при осуществлении закупки товара, в отношении которого в соответствии с ч.22 ст. 22 Закона № 44-ФЗ установлен порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги.

Например, особенности определения цен не применяются в отношении:

  • лекарственных препаратов, в отношении которых установлен порядок определения НМЦК при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения, утверждённый приказом Минздрава России от 19 декабря 2019 № 1064н;
  • медицинских изделий, в отношении которых установлен порядок определения НМЦК при осуществлении закупок медицинских изделий, утверждённый приказом Минздрава России от 15 мая 2020 № 450н.

п. 11.5 Письма Минфина России от 31 января 2025 № 24-01-06/8697.

В случае, если в отношении товара нормативным правовым актом, изданным в соответствии с ч. 22 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, установлено изъятие из сферы его действия, то порядок определения НМЦК, утвержденный таким актом, в отношении указанного товара не установлен.

По вопросу применения Приказа № 450н целесообразно обращаться непосредственно в Минздрав России и Минпромторг России.

3. Вопрос. Просим пояснить необходимость соблюдения ч.1.1 ст.33 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупок у едпоставщика (подрядчика, исполнителя) (за исключением закупки, предусмотренной ч.12 ст.93 Закона № 44-ФЗ), когда ограничение и преимущество не устанавливаются.

При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, предусмотренного ч.12 ст.93 Закона № 44-ФЗ, составление описания объекта закупки не предусмотрено, соответственно, положения части 1.1 ст.33 Закона № 44-ФЗ не применяются.

Ответы Минфина на другие вопросы по Постановлению № 1875 можно посмотреть здесь.

Рекомендуем

Изменения в регулировании закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ в 2024-25 годах. Практика проведения закупок в 2025 году

За один день, в доступной форме опытный эксперт представит и разъяснит всё самое важное и актуальное, что изменилось и должно измениться в регламентированных закупках в 2024-25 годах, включая новые правила применения национального режима, размещения структурированной информации на электронных площадках и в ЕИС, проведения открытых и закрытых электронных процедур по законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, вопросы реализации новой концепции осуществления закупок малого объема и создания единого каталога конкретных товаров для таких закупок, новые требования к участникам закупок и действиям заказчиков, членов приемочных и закупочных комиссий, электронную приемку в ЕИС, меры поддержки поставщиков, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках закупок по закону № 223-ФЗ.

Закупки в сфере здравоохранения по Закону о контрактной системе № 44-ФЗ: особенности организации, проведения; запреты, ограничения и преимущества; последние изменения законодательства и практика осуществления в 2025 году (16 часов очно, 128 дистанционно)

Программа представляет собой разработанный опытными экспертами-практиками, сбалансированный и актуализированный комплекс материалов, необходимых для изучения Федерального закона №44-ФЗ о контрактной системе с акцентом на специальные вопросы осуществления закупок в сфере здравоохранения.


21.07.25-25.07.25   |   Москва
Курс повышения квалификации

44-ФЗ и 223-ФЗ: Курс повышения квалификации (40 часов очно, 104 дистанционно)

В рамках программы повышения квалификации «Управление государственными, муниципальными и корпоративными закупками по законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ» опытные преподаватели, включая представителя ФАС России, разъяснят логику и наиболее важные направления правового регулирования государственных, муниципальных и корпоративных; последние изменения и сложные вопросы, возникающие при применении законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ.

Смотрите также:

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://www.finkont.ru/blog/spornye-voprosy-primeneniya-natsrezhima-v-zakupkakh/