С 1 октября 2023 года у заказчиков и участников закупок по закону № 44-ФЗ о контрактной системе появились новые обязанности в части структурированного описания в извещении и заявке характеристик закупаемых (поставляемых) товаров.
С 1 октября 2023 года у заказчиков и участников закупок по закону № 44-ФЗ о контрактной системе появились новые обязанности в части структурированного описания в извещении и заявке характеристик закупаемых (поставляемых) товаров.
Сравнительный обзор функционала электронных площадок
для участников закупок по закону № 44-ФЗ
(по состоянию на 16.01.2024)
С 1 октября 2023 года у заказчиков и участников закупок по закону № 44-ФЗ о контрактной системе появились новые обязанности в части структурированного описания в извещении и заявке характеристик закупаемых (поставляемых) товаров.
Три месяца адаптации к новым правилам всех участников контрактной системы пролетели незаметно, и сегодня можно подвести первые итоги в отношении результатов применения указанных новшеств. Как любое изменение законодательства и практики, введение требований к структурированным частям извещения и заявки на участие в закупке имеет позитивные и негативные последствия для заказчиков и поставщиков. В нашем обзоре мы уделим первостепенное внимание особенностям функционала электронных площадок, от которого во многом зависит возможность поставщика успешно участвовать в закупке.
Если кратко описать положительные последствия введения структурированных форм для описания характеристик закупаемых (поставляемых) товаров по 44-ФЗ, то среди них можно отметить следующие:
Из позитивных моментов следует также отметить оперативность Федерального казначейства и операторов электронных площадок в части исправления ошибок, неизбежных при введении нового функционала ЕИС. А также позицию регуляторов: Минфина России, изложенную в письме от 18.12.2023 № 24-01-10/122331, и ФАС России (решения по жалобам), направленную на защиту участников контрактной системы, в условиях появления неизбежных сложностей с использованием нового функционала ЕИС и площадок и недостаточно логичного и системного изменения законодательства о контрактной системе.
Из отрицательных последствий введения обязательных структурированных описаний товаров в извещениях и заявках участников закупок следует отметить следующие проблемы:
В отношении функционала операторов электронных площадок нами было проведено отдельное исследование, результаты которого наглядно показывают широкие и не всегда однозначные, логичные и последовательные возможности, которые сложно освоить и успешно использовать участникам закупок, с учетом необходимости работать практически на всех площадках по выбору заказчика.
Результаты сравнительного обзора функционала и возможностей операторов электронных площадок, на которых проводятся открытые конкурентные процедуры закупок по закону № 44-ФЗ, представлены в таблице*.
Параметр сравнения |
Площадки (сокращенное наименование оператора) |
|||||||
АО «Сбербанк-АСТ» |
АО «ЕЭТП» |
АО "РАД" |
ЭТП ТЭК-Торг |
ЭТП «Фабри-кант» |
АГЗ РТ |
РТС-тендер |
ЭТП Газпромбанк |
|
Количество извещений по 44-ФЗ, размещенных в 2023 г. (по данным реестра закупок ЕИС) |
510 тыс. |
490 тыс. |
30 тыс. |
160 тыс. |
95 тыс. |
85 тыс. |
860 тыс. |
82 тыс. |
Наличие подробной инструкции оператора площадки по заполнению заявки с учетом новых требований к структурированной форме заявки |
да |
нет |
да |
да |
да |
да |
да |
нет |
Наличие инструкции оператора площадки по заполнению заявки при закупке лекарственных препаратов |
да |
нет |
да |
да |
да |
да |
да |
нет |
Предзаполнение полей заявки, которые не могут быть изменены участником |
да |
да |
да |
да |
да |
да |
да |
нет (кнопка «согласиться») |
Возможность согласиться на характеристики товара в случае указания заказчиком товарного знака |
да |
Нет информации |
да |
да |
Нет информации |
Нет информа-ции |
да |
да |
Возможность предложить в отношении одного товара разные характеристики |
Да, но с указанием и контролем количества товара |
нет |
нет |
Да |
Да, с контролем количества |
Есть дублирование позиции, но площадка фиксирует ошибку |
Да (дублирование позиции), с контролем кол-ва товара |
Да (дублирование) |
Возможность автоматической подачи ценовых предложений при участии в аукционе |
Аукционный робот |
нет |
нет |
нет |
нет |
Аукционный помощник |
Автоторг |
нет |
Наличие подсказок, если предлагаемое значение количественной характеристики товара не соответствует требованиям заказчика |
да |
нет |
да |
нет |
да |
да |
да |
нет |
Время входа в личный кабинет по 44-ФЗ через ЕСИА, секунд |
68 |
66 |
18 |
64 |
25 |
41 |
36 |
75 |
Время ответа оператора службы техподдержки, мин. сек. |
3 мин.54 сек. |
1 мин. 5 сек. |
28 сек. |
40 сек. |
40 сек. |
36 сек |
51 сек. |
1 мин. 47 сек. |
Указание в заявке ставки НДС по позициям товара |
Да, поле необязательно |
Да, поле необазательно |
Да, поле необязательно |
Да, поле не является обязательным |
Нет (в инструкции упоминается) |
Нет (в инструкции упоминается) |
нет |
Да (обязательно) |
Возможность ускоренной процедуры подтверждения соответствия по ч.2, 2.1 ст. 31 закона № 44-ФЗ, цена услуги |
Предвари-тельная проверка документов, цена от 9900 руб. до 24500 руб. |
Экспресс-консультация, 10000 руб., 3 раб. часа |
Экспресс-проверка документов, 17000 руб. – 3 ч. |
Экспресс-проверка документов и консультация 19900 руб. |
Ускоренная предквали-фикация – 24900 руб. (2 ч.) |
Возможно, бесплатно |
Консультация, проверка и валида-ция докумен-тов 9900 руб. 3 ч. |
Да, ускоренное рассмотрение заявки, 22900 руб., в течение часа |
Кол-во обоснованных жалоб на оператора за период с 1.12.2023 г. |
6 |
3 |
1 |
6 |
0 |
0 |
4 |
0 |
Кол-во необоснованных жалоб в период с 1.12.2023 |
10 |
19 |
1 |
2 |
5 |
1 |
6 |
0 |
Максимальный объем файла, который можно загрузить на площадке |
50 МБ |
100 Мб –
|
40Мб |
50 Мб |
40 Мб |
12 Мб |
50 Мб |
100 Мб |
Рекомендуемые браузеры для работы на площадке |
Яндекс Браузер, Атом, Google Chrome |
Google Chrome Яндекс. Браузер Mozilla FireFox, Opera, Safari |
Спутник Яндекс. Браузер Chromium-Gost Google Chrome Firefox Opera Microsoft Edge |
Яндекс.Браузер, Google Chrome, Chromium-gost |
Google Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Yandex Browser |
Любой браузер, рекомендуемый Google Chrome |
Яндекс браузер; Google Chrome, Chromium-gost |
Google Chrome Mozilla Firefox |
Дополнительный удобный для участника функционал |
Индикация в виде «светофора» в случае незаполнения обязательных полей в заявке. Возможность указать страну и НДС для всех позиций сразу. |
Удобная навигация в личном кабинете. Вкладка «Не забыть» |
Визуализированные допустимые ценовые предложения с учетом шага и без учета шага |
При подписании заявки – информация для самопроверки. Раздел «Не забыть!». Из формы заявки – переход в реестры Минпромторга |
Таблица с независи-мыми гарантиями Автомати-ческое сохранение введенной в заявке информации |
Подсказки об ошибках при заполнении заявки. Возможность выбрать страны для всех позиций |
Раздел «Рекомен-дованные закупки». Возможность редактиро-вания отозванной заявки. Утилита для быстрого входа в личный кабинет. |
Визуализированное допустимое ценовое предложение на аукционе с учетом и без учета «шага» |
Следует отметить, что объективно и исторически сложилась ситуация, когда 8 операторов электронных площадок существенно различаются между собой по количеству проводимых на площадках процедур по закону № 44-ФЗ, и, соответственно, по количеству ошибок и жалоб, дизайну и функционалу сайтов операторов и личных кабинетов пользователей, подходам к исполнению своих обязанностей оператора и обеспечению удобства пользователей электронных площадок (заказчиков и (или) поставщиков).
Участникам закупок следует принять к сведению и учитывать в своей работе следующие особенности и недостатки, на наш взгляд, в работе операторов электронных площадок:
По результатам обзора практики реализации новшеств в контрактной системе в части структурированных описаний характеристик товаров, инструкций в извещениях и заявках на участие в закупке, анализа и экспериментального использования функционала электронных площадок для заполнения заявок в структурированном виде можно дать также следующие важные рекомендации участникам закупки: в своей работе нужно сохранять спокойствие, уравновешенность, тренировать стрессоустойчивость, внимательность, быстроту реакции, аналитическое и критичное восприятие требований, инструкций заказчиков и функционала операторов (что мы традиционно практикуем на курсах повышения квалификации для поставщиков в учебном центре «Финконт»), стараться не реагировать слишком эмоционально на «навязчивый», «неправильный» или неудобный функционал операторов электронных площадок.
Успешное и эффективное обеспечение государственных и муниципальных нужд, реализация важнейших государственных услуг с помощью контрактной системы зависят от многих составляющих, начиная от качественной и оперативной работы Федерального Собрания, Минфина, ФАС России и Федерального Казначейства и заканчивая внимательностью и добросовестностью специалистов в сфере закупок заказчиков, операторов электронных площадок и тендерных специалистов поставщиков, что наглядно показали результаты нашего обзора. Разноплановой подготовкой и повышением квалификации таких специалистов, развитием и совершенствованием необходимых навыков и умений уже более 10 лет успешно занимается учебный центр «Финконт».
Ближайшие программы для участников закупок:
Ближайшие программы для заказчиков по 44-ФЗ:
Контрактная система в сфере закупок. Правовое регулирование и контроль (24 часа очно)
44-ФЗ: Курс повышения квалификации (40 часов очно, 104 дистанционно)
* Обзор проведен по состоянию на 16 января 2024 г. с учетом результатов изучения документов, регламентов, информации, размещенных на сайтах операторов электронных площадок, а также в личном кабинете участника закупки; обращений в службу технической поддержки операторов, а также экспериментов автора в части заполнения структурированных описаний товаров в заявках на участие в закупках по закону № 44-ФЗ.
Богацкая Софья Германовна, преподаватель учебного центра «Финконт», к.э.н.
Вы сможете выбрать только актуальные для вас темы.