Всем известно, что государство жестко регламентирует закупки товаров, работ и услуг за счет бюджетных средств. С 2014 года действует федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: каждый шаг заказчика, начиная с планирования закупки и обоснования цены и заканчивая исполнением условий контракта и отчетностью, подробно описан в законе и десятках подзаконных нормативных актов. Армия контролеров проверяет соблюдение требований законодательства и штрафует заказчиков за малейшую ошибку. Тысячи «недобросовестных» поставщиков включены в специальный реестр и не могут участвовать в государственных и муниципальных закупках. Государственная машина работает и, казалось бы, деньги налогоплательщиков должны расходоваться эффективно. Однако работа нашего Учебного центра «Финконт» на рынке образовательных услуг показала, что не всё получается так красиво и правильно, как кажется на первый взгляд.
Приведем несколько примеров с официального сайта единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) www.zakupki.gov.ru, когда законодательство о государственных и муниципальных закупках не приводит к эффективному расходованию бюджетных средств.
-
Заказчик ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "АДМИНИСТРАЦИЯ ОБСКОГО БАССЕЙНА ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ" объявил электронный аукцион №0351100002719000329 для закупки объекта: Оказание услуг по обследованию технических средств обеспечения транспортной безопасности Новосибирского судоходного шлюза на предмет соответствия требованиям к функциональным свойствам, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 № 969. Начальная (максимальная) цена контракта, обоснованная методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), составила 300000 руб.
В аукционе приняло участие 2 участника закупки, победитель снизил цену контракта таким образом, что вместо получения от Заказчика оплаты за оказанную услугу сам доплатил заказчику 100 руб. за право заключения с ним контракта. Контракт заключен 15.07.2019 с ценой за оказанную услугу 0,00 руб. Акт, содержащий одну строчку с описанием выполненной исполнителем работы, и ценой 0 руб., подписан 12.09.2019 г.
Ссылка на информацию о контракте в ЕИС: http://zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/common-info.html?reestrNumber=1540712938119000374
Главный вопрос, который напрашивается при анализе указанной закупки: эффективно ли для государства, его граждан, что услугу по обследованию технических средств обеспечения транспортной безопасности Новосибирского судоходного шлюза, рыночная цена которой составляет 300000 руб., оказывает ООО «Крафт», место нахождения которого: Г. ВЛАДИВОСТОК, УЛ. РУССКАЯ, ДОМ 55 А, КВАРТИРА 193, бесплатно?
-
Электронный аукцион №0118300013313001233 был объявлен Заказчиком: Администрация муниципального образования город Новороссийск с наименованием «На продажу права заключить муниципальный контракт на перечисление и выдачу заработной платы сотрудникам администрации муниципального образования город Новороссийск и структурных подразделений по средствам банковских карт» и начальной (максимальной) ценой контракта 1 рубль 01 ноября 2013 года. Согласно данным оператора электронной площадки «Сбербанк-АСТ» и ЕИС, аукцион начался 15.11.2013 года и закончился 12.05.2019 года победой участника с идентификационным номером 2, защищенным номером 5999744, который предложил заказчику за право заключения с ним контракта заплатить 39077.14 руб. То есть аукцион продолжался более 5 лет! Правда, срок действия муниципального контракта давно закончился – согласно документации он должен был действовать по 31.12.2014 года. Изменить его и закон 44-ФЗ, и действовавший ранее закон о размещении заказов от 21.07.2005 № 94-ФЗ, не позволяют. Согласно данным ЕИС, в аукционе участвовали два банка: ОАО "Сбербанк России" и ОАО Банк «Возрождение». В этой многолетней борьбе за муниципального заказчика победил Сбербанк, но контракт по данным ЕИС так и не был заключен.
Ссылка на информацию об аукционе на сайте электронной площадки: http://www.sberbank-ast.ru/purchaseview.aspx?id=1729785
Вопрос об эффективности законодательства, которое позволяет более 5 лет продолжать проведение аукциона, остается открытым. Загадка об экономическом смысле данной закупки для заказчика и участников до сих пор не имеет официального ответа.
-
Заказчик «ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ"» осуществлял закупку № 0373200597218000247 «Оказание услуг по техническому (абонентскому) обслуживанию и ремонту системы кондиционирования в помещениях ГБУ МФЦ города Москвы (МФЦ района Капотня, МФЦ района Кузьминки, МФЦ района Люблино, МФЦ района Марьино, МФЦ района Печатники, МФЦ района Рязанский, МФЦ района Текстильщики)» с начальной (максимальной) ценой контракта 36 859 493,43 руб. В аукционе приняли участие 5 участников из 9 допущенных, в результате цена была снижена на 78%. Однако при рассмотрении вторых частей заявок комиссия заказчика отклонила заявки всех участников, которые предлагали снижение цены, по формальным основаниям и выбрала контрагента, снижение цены контракта которого было минимальным – всего 0,5%. Несмотря на то, что отклоненные участники подавали жалобы в ФАС России, и жалобы были признаны обоснованными, контракт был заключен с Паком Егором Викторовичем по цене: 36 675 195,96 руб.
Ссылка на закупку в ЕИС: http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ea44/view/common-info.html?regNumber=0373200597218000247
Вопрос об эффективности и законности данной закупки остается пока без ответа.
Из трех приведенных примеров наглядно видно, что закон № 44-ФЗ не всегда позволяет государственным, муниципальным и иным заказчикам приобрести необходимые им товар, работу или услугу по реальной цене и с необходимым уровнем качества.
Обратимся к более близкой для Учебного центра «Финконт» сфере – оказанию образовательных услуг.
Разработав специальные, содержательные, актуальные и высоко эффективные программы для повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, работников органов власти всех уровней, бюджетных и казенных учреждений, Учебный центр «Финконт» столкнулся с неожиданной проблемой. Оказывается, чтобы победить в конкурентной закупке, объявленной по закону № 44-ФЗ, нужно снизить цену образовательной услуги, как минимум, в 2 раза, по сравнению с рыночной ценой. Такое среднее снижение показал анализ результатов конкурентных закупок услуг по повышению квалификации по закону № 44-ФЗ.
Структура цены качественной образовательной услуги предполагает высокую долю в ней оплаты труда преподавателя (лектора, тренера, спикера, эксперта), от объема знаний и умений которого и количества часов непосредственного контакта преподавателя со слушателем и зависит результат образовательной услуги. Если снизить цену необходимо в 2 раза, значит, невозможно пригласить для проведения обучения высококлассных экспертов, нужно сократить количество часов непосредственного контракта преподавателя с обучающимися, увеличить число слушателей в группе до максимально возможного. Что в результате? Каждый, кто учился сам, у кого дети учатся в школе, понимает, к чему приводит такая «экономия».
Обратимся к фактам. Вот несколько примеров из реестра контрактов единой информационной системы в сфере закупок.
Обучение по программе повышения квалификации "Функциональная диагностика" стоит 74,67 руб. – это результат электронного аукциона № 0362200062919000194.
Оказание образовательных услуг по специальности «Медицинский массаж», тематика цикла повышения квалификации «Медицинский массаж» для медицинских работников ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России стоит 650 руб. – это результат электронного аукциона № 0307100010419000200.
Оказание образовательных услуг по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации "Управление государственными и муниципальными закупками" стоит 150,00 руб. – по результатам электронного аукциона 0372200156219000001. Начальная (максимальная) цена контракта этого совместного аукциона была 1 007 675,00 руб. в целях обучения специалистов 57 школ города Санкт-Петербурга. Победу одержало общество с ограниченной ответственностью с ценой предложения 30 229,68 руб. Эту сумму поделили на 57 школ, и получилось несколько контрактов с ценой 150 руб. Следует обратить внимание на то, что адрес Исполнителя – это квартира: 690012, Приморский край, г. Владивосток, ул. Калинина, д. 225а, кв. 22.
Ссылка на один из заключенных контрактов: http://zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/common-info.html?reestrNumber=2781102273819000015
Согласно содержанию контракта, размещенного на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, за 150 руб. предоставляется обучение в объеме 144 часов, соответствующее следующим характеристикам:
- Повышение квалификации должно обеспечить получение слушателями теоретических знаний и практических навыков по профилю обучения.
- Учебная программа должна содержать перечень учебно-методических материалов, используемых при её изучении. Проведение зачетов, тестов, экзаменов, предоставление раздаточного учебного материала входит в стоимость обучения.
- Объём и качество учебной информации специального характера, практические навыки, передаваемые сотрудникам должны соответствовать требованиям качества, установленным в данной сфере услуг, быть инновационными, социально ориентированными, соответствовать потребностям Заказчика.
- Программа по обучению обязательно должна включать:
- Практическое учебное пособие по курсу
-
Обучающие видео по курсу
-
Комплект нормативных документов
-
Презентации, иллюстрации, схемы
-
Разъяснения Минэкономразвития РФ
-
Разъяснения ФАС России
-
Административную и судебную практику
-
Шаблоны документации для работы по 44-ФЗ
-
Не менее 25 бесплатных профессиональных консультаций (для обучения в объеме не менее 144 часов).
Как можно обучить человека управлению государственными и муниципальными закупками в таком объеме за 150 рублей?!?
Проанализировав эти контракты, сопоставив их содержание и стоимость обучения, любой человек, и в первую очередь органы контроля и аудита в сфере закупок, должны задать вопросы: эффективны ли данные закупки, достоверна ли представленная в контрактах информация, получил ли заказчик реальное повышение квалификации своих работников, заключив и исполнив такие контракты. Работник, повысивший квалификацию за 75 или 150 рублей, пойдет оказывать государственные и муниципальные услуги: лечить, учить, управлять, осваивать средства государственного или муниципального бюджета. Любой здравомыслящий человек понимает, что ответы на все вышеперечисленные вопросы будут отрицательными, и реального повышения квалификации работников бюджетной сферы нет. Есть обман, возведенный в высокий ранг «государственного» или «муниципального» контракта. К сожалению, и заказчики, и контролеры, и аудиторы не спешат привлечь внимание общественности и государственных органов к указанной проблеме. Получается, что такой обман, когда вместо получения качественных услуг по повышению квалификации работников заказчик по сути просто оплачивает незаконно выданное удостоверение, напечатанное за несколько десятков рублей, всех устраивает?!
Проблема обеспечения качества услуг в сфере дополнительного профессионального образования усугубляется еще и тем, что в конкурентных закупках активно участвуют государственные вузы, которые при определении цены на свои услуги не учитывают реальную стоимость предоставленных государством помещений, оборудования, часто используют при реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки труд штатных преподавателей, получающих заработную плату за счет средств государственной субсидии.
Например, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" заключило контракт по результатам электронного аукциона № 0175200002719000009 на оказание образовательных услуг по повышению квалификации государственных гражданских служащих Министерства промышленной политики Республики Крым по программе «Антикоррупционные технологии в деятельности государственных служащих» по цене 1 535,70 руб. за обучение двух слушателей. Обучение должно быть проведено в городе Симферополе по очно-заочной форме в объеме 36 часов. Каким образом можно обеспечить командировку и оплату труда преподавателей даже из филиала РАНХиГС в Ростове-на-Дону за 1535, 70 руб., остается загадкой.
Основой для определения цены контракта на обучение федеральных государственных гражданских служащих являются нормативы затрат. Ранее действовало Постановление Правительства Российской Федерации от 15.01.2014 № 26; в 2019 году на смену ему пришло письмо Минтруда России от 30.04.2019 № 18-3/10/П-3788, в приложении к которому приведены территориальные и отраслевые коэффициенты к базовым нормативам затрат на оказание государственных услуг по реализации дополнительных профессиональных программ, где указаны итоговые значения стоимости 1 человеко/часа. Эти нормативы федеральным государственным органам нужно применять при определении начальной (максимальной) цены государственного контракта на оказание образовательных услуг по повышению квалификации гражданских служащих в 2019 году с учетом субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется оказание указанной образовательной услуги для гражданских служащих.
В результате применения норматива затрат цена на образовательные услуги оказалась существенно ниже рыночной, особенно, если планируется обучение небольшой группы государственных служащих.
Примеры закупок образовательных услуг федеральных органов власти в 2019 году приведены в таблице
Заказчик, способ закупки, номер извещения
|
Объект закупки
|
НМЦК, норматив за человеко-час обучения, руб.
|
Кол-во человек (обучающихся)
|
Количество участников закупки
|
Цена контракта
|
Победитель (единст-венный участник)
|
Цена за обучение 1 человека, руб., кол-во часов, по контракту
|
Федеральная антимонопольная служба, открытый конкурс в электронной форме, 0173100012019000020
|
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
|
НМЦК:
155 671,20
Норматив стоимости чел.-часа: 216,21
|
18
|
1
|
120 960
|
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации"
|
Очное обучение в объеме 40 часов стоит 6720 руб. за человека
|
СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
0173100008719000030
|
Оказание образовательных услуг по повышению квалификации федеральных государственных гражданских служащих аппарата Счетной палаты Российской Федерации по дополнительной профессиональной программе «Основы государственной гражданской службы и вопросы профилактики и противодействия коррупции на государственной гражданской службе»
|
НМЦК:
116 753,40
Норматив стоимости чел.-часа: 216,21
|
15
|
1
|
116 640
|
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
|
Очное обучение в объеме 36 ак. часов стоит 7776 руб. за человека
|
АППАРАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
0173100009619000113
|
Оказание образовательных услуг по повышению квалификации федеральных государственных гражданских служащих. Программа повышения квалификации: «Профессиональная культура в законодательном органе государственной власти»
|
НМЦК
155 671,20
Норматив стоимости чел.-часа: 216,21
|
40
|
4
|
100 800
|
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАНХиГС)
|
Очное обучение в объеме 18 часов стоит 2520 руб. за человека
|
В закупках услуг по повышению квалификации заказчиков города Москвы для расчета НМЦК используется метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Например, для очного повышения квалификации «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг» в объеме 120 часов заказчик «ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "МОСГОРТРАНС"» использовал стоимость человеко-часа обучения в размере 348,63 руб., за 120 часов очного обучения начальная (максимальная) стоимость курса составила 41835,6 руб. за человека (открытый конкурс в электронной форме № 0373200082119000576). В конкурсе приняло участие 13 участников, в том числе из Владивостока. Победу одержал НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ" со снижением цены на 47%. Согласно результатам конкурса обучение одного слушателя по очной форме в объеме 120 часов обойдется заказчику в 21936,74 руб.
Сопоставим цены на услуги по повышению квалификации в контрактах, заключенных по результатам конкурентных процедур по 44-ФЗ, и информацию на сайтах образовательных организаций – победителей вышеперечисленных закупок.
«Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАНХиГС) предлагает на своем сайте всем желающим оказание услуг по повышению квалификации:
- по программе «Управление государственными и муниципальными закупками» в объеме 120 часов по очной форме за 26000 руб.;
-
по программе «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в объеме 40 часов по очной форме обучения за 34 000 руб.;
-
по программе «Противодействие коррупции при осуществлении государственных и муниципальных закупок» в объеме 16 часов по очной форме обучения за 12000 руб.
Институт управления закупками и продажами им. А. Б. Соловьева НИУ «Высшая школа экономики» предлагает оказание услуг по повышению квалификации:
- по программе «Управление государственными и муниципальными закупками» в объеме 144 часов по очной форме обучения: для федеральных государственных служащих за 31 134,24 руб., для служащих региональных органов власти и местного самоуправления, военнослужащих за 22 320 рублей, для иных категорий специалистов – за 31 680 рублей. Обучение по программе «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в объеме 40 часов по очной форме обучения Институт предлагает за 10400 рублей.
Если рассчитать стоимость человеко-часа оказания образовательной услуги по информации на официальных сайтах образовательных организаций, она получается больше, чем в контрактах, заключенных по результатам конкурентных закупок по 44-ФЗ, и, как правило, больше, чем предусмотрено утвержденным нормативом затрат для федеральных государственных гражданских служащих.
Получается, что одна и та же услуга у одной и той же организации может по стоимости отличаться в 2 и более раза. Для одних слушателей эта услуга будет оказана дешевле, для других – дороже, что не соответствует законодательству о защите прав потребителей. Кроме того, по приведенным данным наглядно видно, что стоимость человека-часа образовательной услуги по повышению квалификации в Москве, утвержденная в качестве норматива для федеральных государственных служащих Минобрнауки на 2019 год, по некоторым программам получилась существенно ниже стоимости человеко-часа, объявленной образовательными организациями на своих сайтах при раскрытии информации о стоимости платных образовательных услуг. Получается, определение стоимости по нормативу затрат изначально ограничивает конкуренцию на рынке образовательных услуг и не способствует повышению их качества, так как у образовательных организаций нет возможности реализовать мероприятия, направленные на повышение качества образования, если услуга не может быть оплачена по рыночной цене. Наоборот, чтобы «вписаться» в «нормативную» стоимость, образовательные организации вынуждены увеличивать количество слушателей в группах, что также отрицательно сказывается на качестве обучения.
При участии в государственных и муниципальных закупках наш Учебный центр «Финконт» столкнулся с указанной проблемой неправильно обоснованной и (или) необоснованно сниженной стоимости, которая не позволяет качественно оказать соответствующую образовательную услугу для заказчиков - органов власти всех уровней, работников бюджетных и казенных учреждений, если для заключения договора Учебному центру необходимо участвовать в конкурентной процедуре.
Анализ результатов закупок образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования (ДПО) по закону № 44-ФЗ конкурентными способами за последние пять лет показывает, что среднее снижение цены при проведении конкурентных закупок составляет около 50%. При этом если заказчики обосновывают начальную (максимальную) цену методом анализа рынка, получается, что фактически они закупают образовательные услуги по цене, в 2 раза ниже рыночной. Это означает, что по факту слушатели – потребители услуг недополучают самого главного – необходимого количества часов непосредственного взаимодействия с преподавателем, заработная плата которого нормирована, с учетом «социальных» указов Президента России, и должна быть не ниже средней по региону.
Заказчики образовательных услуг в сфере ДПО – органы власти, бюджетные и казенные учреждение в силу различных причин предпочитают закупки образовательных услуг способами электронного аукциона или запроса котировок в электронной форме, где единственным критерием определения победителя является предлагаемая цена договора. В результате цены снижаются таким образом, что за повышение квалификации одного человека цена может составить 500 рублей, 300 рублей и даже менее 100 рублей.
Например, наш Учебный центр недавно участвовал в запросе котировок в электронной форме ФКУЗ «МСЧ МВД России по Смоленской области» на оказание услуг: Обучение по программе повышения квалификации: "Контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", ИКЗ № 191673006123067300100100641328542244. Заказчик планировал обучить трех человек дистанционно за 27 500 руб. Наш дистанционный курс включает десятки презентаций, видеолекции, интерактивные задания, чат для вопросов обучающихся и ответов преподавателя. Слушатели получают удостоверение только после прохождения тестов в каждом из 14 модулей, выполнения практических заданий, защиты аттестационной работы и собеседования с преподавателем по телефону или скайпу. Такой курс, который необходимо постоянно обновлять и актуализировать в связи с изменением законодательства и практики, мы предлагаем за 12000 руб. Аналогичные цены мы видим на сайтах ведущих образовательных организаций (Институт управления закупками и продажами им. А. Б. Соловьева предлагает аналогичную дистанционную программу за 15000 руб., РАНХиГС – за 19500 руб.)
На указанный запрос котировок с максимальной ценой 27500 руб. было подано 29 заявок, победу одержала образовательная организация, предложившая за обучение трех человек 2 925,00 руб. С нашим качественным и современным образовательным продуктом конкурировать с такой ценой невозможно.
Таких примеров в единой информационной системе в сфере закупок можно найти очень много, когда любому специалисту однозначно понятно: невозможно получить качественную образовательную услугу за ту цену, которая указана в реестре контрактов.
Получается, что работники наших государственных органов и учреждений вместо повышения квалификации либо получают «документ», вообще не гарантирующий какого-либо реального обучения, либо проходят обучение в больших группах, без непосредственного контакта с преподавателями. Это влияет на качество оказания государственных услуг, на уровень жизни нашего населения.
Образовательные организации высшего и (или) дополнительного образования, в том числе негосударственные, которые обеспечивают высокое качество образовательных услуг, приглашают ведущих преподавателей и экспертов для проведения занятий, не могут конкурировать в сфере государственных и муниципальных закупок с негосударственными организациями, имеющими лицензию и по сути, продающими удостоверения о повышении квалификации по минимально возможной цене.
Оценить качество образовательных услуг сложно, заказчики редко могут найти время и возможности, чтобы расторгнуть контракт в одностороннем порядке и включить недобросовестного исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков. Получается, что недобросовестные организации, продающие образовательный продукт по цене удостоверения, являются ведущими поставщиками услуг для государственных и муниципальных нужд.
Анализируя данные реестра контрактов единой информационной системы в сфере закупок, можно сделать вывод, что низкостоимостной образовательный продукт, качество которого никто реально не оценивает и не проверяет, лидирует по количеству заключенных на его приобретение государственных и муниципальных контрактов.
В результате наш Учебный центр «Финконт» реализует свои высококачественные образовательные услуги в сфере дополнительного профессионального образования, предполагающие реальное участие в их оказании ведущих преподавателей и экспертов по соответствующему направлению, комфортные условия для обучения, использование современного оборудования и обучающих технологий, в большинстве случаев на основании прямых договоров с заказчиками. Государственные и муниципальные заказчики, бюджетные учреждения и унитарные предприятия для обеспечения гарантированного качества услуг выбирают для заключения такого договора неконкурентный способ закупки – у единственного исполнителя. Часто договоры приходится заключать через агрегаторы торговли и электронные магазины, при этом мы успешно убеждаем клиента в том, что качественная образовательная услуга не может быть дешевой. Если необходимо реально повысить квалификацию, эффективно потратить выделенные средства и иные ресурсы на обучение, нельзя выбирать исполнителя только по одному критерию – наиболее низкая цена договора.
В заключении отметим, что по соседству с закупками по закону № 44-ФЗ на сайте www.zakupki.gov.ru размещается информация о закупках образовательных услуг заказчиками, работающими по закону от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ. Там принцип ценообразования и определения качества услуги совершенно другой. Приведем несколько примеров.
- Заказчик: Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом"
Объект закупки: образовательные, организационные и информационно-консультационные услуги по обучению и развитию персонала, а именно – реализация конференций в рамках программ развития управленческого кадрового резерва «Достояние Росатома», «Достояние Росатома. Базовый уровень», «Капитал Росатома», «Таланты Росатома», развития лидеров и участников глобализации, программы развития высшего и старшего звена управления путем организации, разработки программы и проведения мероприятий, мастер-классов и семинаров; услуги по оценке персонала, а именно – проведение опроса 360 градусов, ассессмент центров, оценочных интервью руководителей старшего и среднего звена управления в рамках выполнения комплексной программы повышения квалификации руководящего состава отрасли и развития резерва Росатома
Начальная (максимальная) цена договора: 11 000 000,00 руб.
Единственный исполнитель выбран на основании Положения о закупке ЕОСЗ Госкорпорации «Росатом»: АНО «Корпоративная Академия Росатома»
Единичные расценки на услуги указаны в Приложении №1 к Договору в соответствии с утвержденными тарифами АНО «Корпоративная Академия Росатома» (согласно Протоколу Операционного комитета от 22.12.2016 №1-ОК/51-Пр и Приказу №1/138-П от 14.02.2017 г.). Например, цена за 1 день обучения одного человека по модулю: Модуль программы развития «Достояние Росатома» составляет 58000 руб.
Цена за 1 день обучения одного человека по развитию управленческих навыков: Управление эффективностью деятельности (УЭД) – 9000 руб., цена за группу – 90000 руб.
Информационно-консультационные услуги специалиста 1 категории стоят за один человеко-день – 80000 руб.
Договор был заключен 06.09.2017 на сумму 11 млн. руб. Исполнен 30.01.2018.
Ссылка на закупку в ЕИС: http://zakupki.gov.ru/223/purchase/public/purchase/info/common-info.html?regNumber=31705433483
- В 2019 году Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" осуществляла закупку услуг по обучению работников Службы внутреннего контроля и аудита Госкорпорации «Росатом» в целях повышения квалификации в области внутреннего аудита (номер извещения в ЕИС 31908027674). Согласно прилагаемому проекту договора, стоимость обучения по программе «Операционный аудит капитального строительства и ремонта» в объеме 16 часов составляет 29 700 руб. за человека. Стоимость обучения по программе «Написание отчета внутреннего аудита» в объеме 8 часов составляет 18 000 руб. за человека.
Ссылка на закупку в ЕИС: http://zakupki.gov.ru/223/purchase/public/purchase/info/common-info.html?regNumber=31908027674
Согласно размещенной в ЕИС аналитической записке из трех предложений Росатом выбрал предложение с наименьшей ценой в размере 454500 руб. исполнителя: ООО «Учебный центр «ИВА»». Договор заключен 02.07.2019 года.
- В 2019 году ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОСТЕЛЕКОМ" осуществляло закупку Услуг по обучению работников ПАО "Ростелеком" по программе "Монтаж и измерения сетей широкополосного доступа по технологии PON" (повышение квалификации)(номер извещения в ЕИС 31908281680), в объеме 16 часов очного обучения, начальная (максимальная) стоимость обучения была указана в размере 10000 руб. за человека. В требованиях к оказанию услуги заказчик предусмотрел следующие условия, определяющие качество оказания образовательных услуг: «Максимальное количество человек в группе – 18 человек», «После прохождения обучения, участниками будут приобретены навыки по сварке оптических волокон с помощью аппаратов Fujikura и Ilsintech Swift, разделке оптических кабелей, монтажу механических соединителей, монтажу неполируемых коннекторов, монтажу оптических розеток, монтажу оптических муфт-кроссов МКО П1, МКО-П3.» Начальная (максимальная) цена договора была определена заказчиком в размере 1190000 руб. Договор заключен по результатам конкурентного запроса предложений, в котором участвовало 4 образовательных организации, по цене 1011500 руб.
Ссылка на закупку в ЕИС: http://zakupki.gov.ru/223/purchase/public/purchase/info/common-info.html?regNumber=31908281680
- ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН" заключило 24.09.2019 договор с единственным исполнителем – Казанским филиалом Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАНХиГС) на услуги по обучению руководителей образовательных учреждений Республики Татарстан по программе повышения квалификации «Цифровая и проектная трансформация школы» (номер извещения в ЕИС 31908330542) в объеме 120 часов на обучение 40 человек по цене 4000000 руб.
Ссылка на закупку в ЕИС: http://zakupki.gov.ru/223/purchase/public/purchase/info/common-info.html?regNumber=31908330542
- ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "НЕФТЯНАЯ КОМПАНИЯ "РОСНЕФТЬ" объявило 23.09.2019 г. открытый запрос котировок в электронной форме № 31908326742 на оказание образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования по повышению квалификации работников "Противодействие коррупции в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации" с начальной (максимальной) ценой договора 3 192 600 руб. за обучение 129 человек в объеме 16 академических часов по очной форме.
Ссылка на закупку в ЕИС: http://zakupki.gov.ru/223/purchase/public/purchase/info/common-info.html?regNumber=31908326742
Стоимость человеко-часа образовательной услуги по повышению квалификации в перечисленных договорах, заключенных по закону № 223-ФЗ, определенная в результате простейших расчетов, составляет 531,25 руб., 833,33 руб., 1546,8 руб., 1856,25 руб., 2250 руб. и более.
Почему заказчики по закону № 44-ФЗ обучают федеральных государственных гражданских служащих по цене (для города Москвы) 216,21 руб. за человеко-час и менее, а заказчики по закону № 223-ФЗ обучают своих сотрудников и даже руководителей образовательных учреждений по цене от 531,25 руб. за человеко-час и более – еще одна загадка системы регламентированных закупок. Почему филиалы РАНХиГС обучают государственных служащих Министерства промышленной политики Республики Крым (по 44-ФЗ) по цене 21.33 руб. за человеко-час, а руководителей образовательных учреждений Республики Татарстан (по 223-ФЗ) – по цене 833,33 руб. за человеко-час – вопрос, на который сложно дать однозначный и логичный ответ.
Изложенные в настоящей статье факты и примеры наглядно демонстрируют разные подходы государства и заказчиков к определению стоимости и обеспечению качества получаемой образовательной услуги. Некоторые приведенные в статье факты заслуживают обращения в правоохранительные и контрольные органы. Системной проблемой применения закона № 44-ФЗ, регламентирующего закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, является невозможность учета при выборе контрагента и сложность оценки при исполнении контракта качества оказанной услуги. Статья 34 закона № 44-ФЗ, регулирующая, среди прочего, порядок приемки товара, работы, услуги по контракту, даже не упоминает об оценке качества продукции, а предусматривает лишь проверку в части соответствия её количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом.
При этом однозначным выводом из проведенного исследования является наличие возможности для большинства заказчиков получить качественную образовательную услугу по рыночной цене, которая гарантирует положительный результат для работодателя, а также необходимый уровень эффективности вложенных в человеческий капитал денежных средств.
Богацкая Софья Германовна,
Руководитель направления по государственным,
муниципальным и корпоративным закупкам
АНО УМЦ «Финконт», к.э.н.