В жизни любой компании, как и в жизни человека, бывают свои возрастные циклы и кризисы. Если в человеческой жизни природа запрограммировала обязательный спад, старение и умирание, то в жизненном цикле компании этого можно избежать. Бизнес-процессы нужно построены таким образом, чтобы после достижения своего жизненного пика предприятие продолжало развиваться без старения и умирания.
Какой бизнес называют незрелым, и чем он опасен?
Перед тем, как заниматься оптимизацией бизнес-процессов в компании, следует понять, на какой стадии развития она находится, является ли ее модель зрелой или незрелой. Оценить зрелость компании можно по пяти пунктам:
- Процессы не организованы. Сотрудники работают по собственным моделям. Нет внутренней регламентации. Персонал не знает целей и задач компании, показателей ее работы. Такая организация считается незрелой.
- Основные процессы организованы с помощью внутренних регламентов работы, должностных инструкций. Разработаны стандарты на основные бизнес-процессы. Управленческие структуры и основной персонал не имеют пока общей парадигмы развития.
- Оптимизированы бизнес-процессы более, чем наполовину. На 100% разработаны стандарты для их выполнения. Но система управления остается отделенной от штата основных работников. Это приводит к появлению внутреннего свода правил поведения и осуществления деятельности.
- Все бизнес-процессы находятся под контролем, их анализируют и оценивают по достигнутым результатам.
- Происходит постоянное совершенствование и оптимизация бизнес-процессов на основе анализа результатов деятельности.
Если описание бизнес-процессов вашей компании соответствуют пятому пункту, вы работаете в зрелой организации. Остановились на первых трёх? Есть над чем поработать.
Незрелость компании опасна для развития бизнеса. Неуправляемость и бесконтрольность ее деятельности могут разрушить перспективные проекты, привести к банкротству и «смерти» предприятия.
Что такое жизненный цикл компании?
У каждой компании есть свой цикл развития — повторяющиеся этапы или стадии. Их подробно описывает модель Ицхака Адизеса:
- Рождение.
- Младенческий возраст, в котором есть угроза «ранней смерти».
- Активная деятельность, которая может стать ловушкой для собственников.
- Юношество — Расцвет. На этом этапе сильнее всего риски преждевременного старения и неосуществленных проектов. Если компания сумеет их преодолеть, то она будет процветать и развиваться дальше. В противном случае ее ждет аристократизм, «охота на ведьм», стабильность, бюрократия и в конечном итоге — смерть.
Моделью Ицхака Адизеса пользуются крупнейшие транснациональные корпорации: Кока-Кола, Вольво, Visa и др. Если следовать её принципам, можно избежать ошибок и постоянно развиваться.
Вот основные принципы модели:
- Смерть и старение необязательны для организации;
- Всем компаниям свойственны «болезни роста», которые проходят с взрослением, и «тяжелые патологии», которые не исчезают сами собой.
- До периода расцвета компаниям нужно постоянно искать новые бизнес-идеи или модернизировать имеющиеся.
Чтобы предотвратить «старение» и «умирание» компании необходимо правильно определить её возраст. Специалисты по организационной диагностике обычно используют для этого шесть шагов:
- Сбор информации о компании и об ее рыночном сегменте и определение цикла их развития.
- Интервью с собственниками и топ-менеджерами по вопросам: стратегия, кадры, структура, система мотивации, стиль руководства.
- Опрос управленцев по анкете Масютина.
- Анализ показателей работы компании: чистая прибыль, объем и рентабельность продаж, количество работников, доля на рынке, вид управления, уровень бюрократизма.
- Анализ и оценка качества бизнес-процессов с помощью онлайн-системы BIZDIAGNOSTICS.
- Определение этапа развития в жизненном цикле бизнеса.
Как бороться со «старением» компании?
Поняв возраст компании, можно приступать к ее омоложению. Специалисты рекомендуют:
- не развивать лишний бюрократизм;
- сделать ставку на отделы продаж и маркетинга;
- перенести фокус работы на запросы потребителей;
- разработать документы по стратегии развития, мотивации сотрудников, оптимизации бизнес-процессов и др.;
- вовлечь всех сотрудников в работу по обновлению и улучшению их предприятия.
На крупном предприятии целесообразно создать отдел по организационному развитию. Его сотрудники будут отвечать за непрерывные процессы «омоложения» компании, моделирование, регламентацию, оптимизацию бизнес-процессов и развитие корпоративной культуры.