Грамотное управление грузовыми перевозками необходимо для поддержания и повышения производительности и эффективного грузопотока. Для этого необходимо построить логистическую систему и позаботиться о транспорте. Можно организовать собственный автопарк, либо воспользоваться услугами транспортных фирм.
Какие бывают перевозки: 5 видов
В зависимости от подхода к управлению грузовыми перевозками, их можно разделить на пять видов.
1) Одновидовая (юнимодальная) перевозка. Для доставки груза достаточно одного вида транспорта. Его выбор обусловлен видом и объёмом груза. Такой вариант подойдёт, когда известны начальный и конечные пункты, а промежуточные операции — складирование и грузопереработка отсутствуют.
2) Интегрированная (интермодальная) перевозка. Такая перевозка контролируется оператором, с использованием одного транспортного документа и единой ставки фрахта. Перевозки бывают железнодорожно-автомобильными, железнодорожно-морскими, автомобильно-речными и т.п.
3) Смешанная раздельная перевозка. Для таких перевозок отсутствует единая тарифная ставка фрахта, участники процесса взаимодействуют последовательно. Владелец груза с обоими грузоперевозчиками связан договорными отношениями, при этом каждый рассчитывается с грузовладельцем индивидуально.
4) Комбинированная перевозка. Это перевозка с использованием более двух транспортных средств посредством структуры снабжающих каналов. Обычно продукция отправляется большими партиями на базу посредством морского или железнодорожного транспорта, а оттуда развозится на автомобилях.
5) Мультимодальная перевозка. Ответственность за доставку и сохранность груза несёт организатор перевозок.
При интер- и мультимодальных перевозках нередко используют грузовые терминалы. А сами перевозки называют терминальными. В первом случае перевозка осуществляется по общим, единым для всех тарифам, во втором — одно из транспортных средств является перевозчиком, а транспорт, взаимодействующий с ним — клиентом, который пользуется его услугами.
Способы организации перевозок: преимущества и недостатки
Организация и управление грузовыми перевозками зависит от нескольких факторов: финансовых возможностей, частоты и объёма перевозок. В зависимости от их соотношения можно воспользоваться одним из трёх способов.
- Корпоративный транспортный отдел. Организация самостоятельно закупает автомобили и нанимает штат сотрудников для управления грузовыми перевозками. Рейсы должны быть загружены постоянно и стопроцентно. Только в этом случае целесообразна организация отдела.
- Аренда. Потребуется составлять маршруты, искать водителей с подходящими авто и заключать с ними краткосрочные договоры. Обычно отдельной строкой придётся считать топливные расходы. Но можно сэкономить на содержании автопарка, постоянном техническом обслуживании и оплате труда сотрудников.
- Сотрудничество с транспортной компанией. Не нужно составлять маршрут, искать и заказывать транспорт, искать страховую фирму. Достаточно найти подходящую транспортную компанию, рассказать о проекте и заключить договор. Остальное на себя возьмут специалисты.
Структура управления грузовыми перевозками: 3 шага
Управление грузовыми перевозками можно разделить на три стадии:
- погрузка;
- перевозка;
- разгрузка.
Основной элемент здесь — перевозка. От неё зависят остальные стадии. Погрузочные и разгрузочные процессы включают в себя обслуживание, оформление документации, ожидание погрузки и разгрузки.
После того, ка выбран распределительный канал, процесс управления грузовыми перевозками можно разделить на три шага.
- Определите вид транспортировки и выберите вид транспорта. Выбор зависит от взаимного расположения контрагента, распределительных и консолидационных центров, количество посредников, местонахождение покупателей. Вариант перевозки зависит от свойств и характеристик товара.
- Составьте маршрут и расписание грузопотоков. Спланировать маршрут можно в MicrosoftExcel. Он должен быть максимально удобен. Идеальная схема — где маршруты и соседствующие пути не пересекаются.
- Позаботьтесь о документации и контролируйте движение транспорта в ходе доставки. У каждого документа есть свои уникальные особенности. Например, для железнодорожной перевозки в пакет документов входит накладная, дорожная ведомость и квитанция, подтверждающая приёмку груза. При автомобильной — стандартный договор на осуществление перевозки и путевой лист. При перевозке морем составляется коносамент, а в случае межпортовой перевозки — погрузочный ордер. При перевозке речным транспортом — навигационный договор. А для транспортировки воздушным путём потребуется накладная.
Чем полезна система управления грузовыми перевозками
Управлять грузоперевозками можно в рамках единой платформы посредством TransportManagementSystem (TMS). Она поможет минимизировать затраты, увеличить производительность и адаптационные свойства.
С помощью TMS можно в онлайн и офлайн режиме контролировать маршрут, скорость, расход топлива, пробег, определять, в каком состоянии находится транспорт, а если потребуется — менять маршрутные задачи.
Для маленьких компаний подойдёт система управления перевозками на базе 1С.
Она универсальна, способна интегрироваться с сайтом транспортной системы и позволяет вводить показатели с высокой скоростью. Она поможет снизить затраты, а осуществлять распределение заявок по сотрудникам можно с любого устройства с выходом в Интернет.