В связи с вступлением в силу с 01 января 2014 г. федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – закон № 44-ФЗ) в правила проведения электронных аукционов внесли незначительные корректировки. Но правовые и экономические последствия совершения определенных действий заказчиком и поставщиком изменились существенно, что не могло не повлиять на практику проведения электронных торгов.
Одним из важных изменений закона № 44-ФЗ является введение антидемпинговых мер. При предложении на аукционе цены на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта у участника, признанного победителем аукциона, возникают дополнительные обязанности. Если начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) не превышала 15 млн. руб., и участник имеет положительный опыт исполнения государственных и муниципальных контрактов (может подтвердить свою добросовестность в соответствии с ч.3 ст.37 закона № 44-ФЗ), то дополнительные обязанности победителя аукциона сводятся к формальному сбору, оформлению и предоставлению информации заказчику. Если же НМЦК превышает 15 млн. или у участника отсутствует достаточный опыт исполнения контрактов, то победу в аукционе сопровождает дополнительная обязанность предоставления обеспечения контракта в размере, в полтора раза превышающем изначально установленный заказчиком. Такая обязанность, с учетом новых требований к оформлению банковских гарантий, может оказаться не по силам многим представителям малого бизнеса.
Практика проведения электронных аукционов в 2014 году показала, что за первые два месяца действия закона участники успели осознать влияние антидемпинговых мер на стратегию и тактику своего участия в электронных аукционах, хотя полностью победить демпинг не удалось. По данным электронных площадок за январь 2013 г. из состоявшихся аукционов снижение цены на 25 и более процентов происходило в 45% случаев. В январе 2014 г. доля состоявшихся аукционов со снижением цены на 25 и более процентов составила только 18%.
Второе существенное изменение правил игры на электронных аукционах касается последствий признания их несостоявшимися. В случае наличия единственного участника аукциона (единственного допущенного по итогам рассмотрения первых или вторых частей заявок), правовые последствия как для заказчика, так и для поставщика неблагоприятные: согласование заключения контракта с контрольным органом с сопутствующей проверкой законности документации и процедуры закупки и обязательная внешняя экспертиза поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, что не только существенно повышает риск неполучения заказчиком и поставщиком планируемых результатов, но и требует дополнительных затрат заказчика на проведение экспертизы. Данная мера в «борьбе» за конкурентные закупки пока незначительно повлияла на результаты электронных аукционов: если в 2013 г. несостоявшимися признаны 64,31% всех процедур размещения заказов путем проведения открытых аукционов в электронной форме (по данным официального сайта), то по результатам первых двух месяцев 2014 г. – 53% (по данным электронной площадки «Сбербанк-АСТ», на которой объявлены более 60% всех проводимых в 2014 году электронных аукционов).
Третьим важным элементом новых правил проведения электронных аукционов является изменение требований к описанию объекта закупки (содержанию технического задания) и требований к оформлению первой части заявки на участие в аукционе. Заказчику при осуществлении закупки товара не следует по общему правилу указывать товарные знаки, производителя и иные ограничивающие конкуренцию требования к товару, а участнику необходимо не просто указать конкретные соответствующие требованиям заказчика показатели, но и точно знать товарный знак или производителя товара, который предстоит поставить. В случае неуказания товарного знака в первой части заявки и поставки затем товара по контракту с конкретным товарным знаком, с учетом обязательной экспертизы, поставщик рискует оказаться не только в убытке, но и в реестре недобросовестных поставщиков. Последствия указанных изменений пока трудно оценить, так как ни заказчики, ни поставщики, ни контрольные органы еще не освоили в полном объеме закупки по новым правилам. По итогам рассмотрения жалоб отклоненных участников и заявлений заказчиков о включении нерадивых контрагентов в реестр недобросовестных поставщиков к концу 2014 года можно будет оценить влияние данных изменений на результативность и эффективность закупок.
Еще один важный элемент закона о контрактной системе – повышение уровня информационной открытости и прозрачности закупок. Если до 2014 г. протоколы рассмотрения первых частей заявок не подлежали размещению на официальном сайте и о причинах отклонения конкурентов можно было только догадываться, теперь данная информация должна стать открытой и размещаться на официальном сайте. Правда, выполнили указанное требование закона № 44-ФЗ не все электронные площадки: при попытке посмотреть протокол рассмотрения заявок, размещенный на площадке ММВБ, официальный сайт указывает на возникновение ошибки. В связи с открытостью информации о причинах отклонения первых частей заявок участников следует ожидать, с одной стороны, сокращения количества сомнительных отказов в допуске к участию в аукционе, с другой стороны, повышения качества подготовки поставщиками первых частей заявок.
В целом, в качестве итогов первых двух месяцев действия закона № 44-ФЗ следует отметить постепенное осознание заказчиками новых реалий осуществления закупок: на официальном сайте уже размещена информация о 470 запросах предложений, 783 конкурсах с ограниченным участием, 1 двухэтапном конкурсе. Продвинутые контрактные управляющие научились вычислять среднее квадратичное отклонение и рассчитывать коэффициент вариации цены при обосновании начальной (максимальной) цены контракта. Сложнее обстоит дело с аппроксимацией функции цены товара по известным значениям, для освоения которой необходима серьезная корректировка программ обучения в вузах. Около 10% заказчиков приобрели положительный опыт написания сочинений на тему о нецелесообразности и невозможности осуществления закупки конкурентным способом.
Из сложнореализуемых норм закона № 44-ФЗ о контрактной системе следует отметить следующие:
В заключении отметим, что заказчики и поставщики с нетерпением ждут адекватного ответа от Минэкономразвития и Государственной Думы на поставленные вопросы в виде поправок к закону № 44-ФЗ и продолжают осваивать новые правила игры при осуществлении публичных закупок.
Руководитель направления по государственным и коммерческим закупкам
СО Финконт Торги С.Г. Богацкая
Вы сможете выбрать только актуальные для вас темы.