Система валютного регулирования и валютного контроля в России динамично изменяется и трансформируется в рамках особенностей внешнеполитической ситуации и тенденций развития мировой экономики. Ежегодно появляются новации в законодательной базе. Заметные изменения произойдут и в 2022 году. О самых важных новшествах, которые уже произошли и тех, к которым нужно подготовиться — в материале.
В течение последних пяти лет в российское валютное законодательство (Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле») внесли порядка 60 изменений. Особое внимание нужно обратить на следующие восемь новелл (таблица 1).
Таблица 1. Изменения в валютном законодательстве 2019-2021
№
|
Изменение
|
Нормативный акт
|
1
|
Требование о репатриации валюты по валютным контрактам применяется к займам, предоставляемым резидентами нерезидентам. Правила о репатриации займов на российские счета распространены на физических лиц. Предусмотрен запрет конвертируемых иностранных займов.
|
Федеральный закон от 03.04.2018 № 64-ФЗ.
|
2
|
Установили критерии внешнеторговых договоров для применения уточненных правил репатриации.
|
Федеральный закон от 02.08.2019 № 265-ФЗ.
|
3
|
Определили особенности в части осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами с использованием переводных (трансферабельных) аккредитивов.
|
Федеральный закон от 16.10.2019 № 341-ФЗ.
|
4
|
Внесли изменения административной ответственности: 90-дневный период без штрафов за просрочку представления в банк документов, снижены штрафы за некрупную репатриацию.
|
Федеральный закон от 20.07.2020 № 218-ФЗ.
|
5
|
Отменили большую часть требований о репатриации валютной выручки.
|
Федеральный закон от 28.06.2021 № 223-ФЗ.
|
6
|
С 1 июля 2021 г. для резидентов ввели систему «Одно окно» для представления информации и документов. Обязанность не касается некредитных финансовых организаций.
|
Федеральный закон от 22.12.2020 № 446-ФЗ.
|
7
|
Установили порядок осуществления резидентами операций с использованием иностранных электронных средств платежа для переводов денежных средств без открытия банковского счета.
|
Федеральный закон от 30.12.2020 № 499-ФЗ.
|
8
|
Ввели критерии сомнительных операций, требования к комплаенсу, ускорена отмена правил о репатриации. Развивается либерализация ограничений на совершение валютных операций и репатриации средств.
|
Разрабатывается законопроект б/н от 02.09.2021. Вступление в силу планируется с 01.01.2022 (ID проекта — 04/13/09-21/00119907).
|
Изменения валютного регулирования — 2022
В 2022 году в сфере валютного контроля можно выделить пять ключевых изменений.
1. С 1 июля 2021 года отменили правило о репатриации валютной выручки для многих категорий валютных резидентов.
Резиденты могут исполнять экспортные внешнеторговые договоры путём зачисления валютной выручки на счета в зарубежных банках или иными разрешёнными законодательством РФ способами.
Иными словами, за рядом исключений, резидентов освободили от обязанности получать выручку от нерезидентов в валюте на российские счета.
Правило распространяется на экспортные договоры, которые были заключены между резидентами и нерезидентами до дня его вступления в силу, но по которым не были исполнены обязательства по оплате в иностранной валюте. За исключением товаров по определённым позициям ТН ВЭД.
Обратите внимание, по-прежнему нужно возвращать на российские счета внешние займы и выданные авансы, не всегда можно зачитывать платежи, оформлять документы и т.д.
ФНС РФ свою позицию касательно отмены репатриаций выразила в письме от 01.09.2021 № БВ-4-7/12350@ «О направлении разъяснений», где говорится, что основаниями для прекращения исполнения постановления о назначении административного наказания в случае признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное предусмотрены положениями ст. 31.7 КоАП РФ. А с целю предотвращения отрицательной судебной практики ведомство поручило нижестоящим налоговым органам прекратить исполнения и прекратить текущие производства, по которым исполнения еще не было по ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ и по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Однако некоторые нормы КоАП в части отмены (снижения) штрафа за деяние, устранения ответственности должностных лиц ещё предстоит уточнить. Поскольку на практике привлечение к ответственности по вынесенным постановлениям продолжается.
2. Следует учитывать изменения по электронным средствам платежа.
С 1 июля 2021 года появился термин — «Переводы денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных резидентам иностранными поставщиками платежных услуг».
Он употребляется в контексте регламентов использования валютными резидентами РФ иностранных платёжных систем.
В таблице 2 приведены категории лиц и случаи, в которых можно использовать иностранные ЭСП.
Таблица 2. Кто и когда может использовать иностранные ЭСП
Субъект операции
|
Когда можно использовать ЭСП
|
Юридические лица, ИП
|
для приема и расходования средств по основаниям, которые не связаны с предпринимательской деятельностью.
|
Физические лица
|
Для покупок через интернет (расходования) в иностранных магазинах, а также для приема средств, но по основаниям, не связанным с предпринимательской деятельностью (например, переводы между родственниками или друзьями).
|
Физические лица — валютные резиденты в мягкой форме
|
Пробывшие на территории РФ менее 183 дней (ч. 8 ст. 12 Закона о валюте).
|
Организациям, ИП и самозанятым в ряде случаев запрещается использовать электронные кошельки:
- Принимать электронные деньги с ЭСП в качестве оплаты за товары (работы, услуги), результаты интеллектуальной деятельности, за исключением расчётов посредством платёжных карт, предоставленных в соответствии с правилами иностранной платёжной системы.
- Осуществлять с помощью ЭСП переводы, связанные с ведением внешнеторговой деятельности и/или по договорам займа.
За что и на сколько могут оштрафовать
Новые санкции в связи с использованием иностранных кошельков действуют с 1 октября 2021 года. Оштрафовать могут:
- за запрещенные валютные операции — штраф 75–100% от суммы денежных средств, переведенных с использованием ЭСП;
- за непредставление отчетов — штраф 20–40% от суммы зачисленных на кошелек средств;
- за просрочку отчетов — до 3 тыс. руб. (ФЛ) / до 50 тыс. руб. (организация/ИП) в зависимости от количества дней просрочки.
Ввели ответственность и по криптовалютам. Их следует указывать в уведомлении и отчёте об обороте средств и активов как оборотный актив в иностранной валюте (в статусе имущества с 01.01.2021):
- За непредставление отчёта по криптовалютам — штраф10% от суммы оборотов.
- За непредставление уведомления об открытии счёта в финансовой организации, на котором лежит криптовалюта — штраф 50 тысяч рублей.
- За неуплату налога — штраф 40% от суммы неуплаченного налога.
3. Банкам предложили передавать налоговым и таможенным органам данные о сомнительных валютных операциях.
У банков может появиться право запрашивать информацию и документы по валютным операциям, подтверждающие источники происхождения денежных средств на счетах, сведения об IP и MAC-адресах, номерах телефонов и СИМ-арт, основаниях зачисления.
Нововведение также предполагает усовершенствование обмена информацией по клиентским операциям между банками, Росфинмониторингом и ФНС России. Налоговым органам станет проще администрировать дела, связанные с нарушением валютного законодательства.
4. Резидентам могут разрешить не зачислять в РФ 10% выручки по валютным сырьевым контрактам.
С 1 июля 2021 г. отменили обязанность по репатриации валютной выручки по валютным контрактам, за исключением сырьевых (и некоторых исключений). Разработан новый законопроект (б/н), в нём предложено разрешить резидентам не зачислять в РФ 10% выручки по валютным сырьевым контрактам, с 1 января 2022 г. и далее повышать этот лимит до полного освобождения с 2024 г.
5. Разработаны критерии сомнительных операций.
На основе международных рекомендаций ФАТФ, Федерального закона № 115-ФЗ, Методических рекомендациях по управлению рисками банков в рамках соблюдения ПОД/ФТ, писем ЦБ РФ, предложено ввести определение и критерии сомнительных операций.
Согласно критериям, это операция, которая:
- содержит внутренние противоречия;
- не имеет экономического существа,
- предполагает общественно опасное деяние, предполагающее нарушение законодательства.
Порядка 100 признаков сомнительных операций перечислены в Указании Банка России от 20.10.2020 № 5599-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 02.03.2012 № 375-П „О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“», действующем ч 1 октября 2021 года.
В дальнейшем планируется введение избирательного контроля вывода и возврата денег с опорой на выработанные критерии и концепции.
Особенности современной практики валютного регулирования и валютного контроля, все актуальные изменения валютного законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России и ФНС России детально рассмотрим на семинаре: «Валютное регулирование и валютный контроль в РФ с учетом последних изменений законодательства».