16 апреля 2022 г. приняты и вступили в силу положения федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — закон № 223-ФЗ) о сроках оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
В статье 3 закона № 223-ФЗ теперь установлено следующее правило:
«5.3. Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги должен составлять не более семи рабочих дней с даты приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, а также если иной срок оплаты установлен заказчиком в положении о закупке.
5.4. При установлении заказчиком сроков оплаты, отличных от сроков оплаты, предусмотренных частью 5.3 настоящей статьи, в положение о закупке включаются конкретные сроки оплаты и (или) порядок определения таких сроков, а также устанавливается перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых применяются такие сроки оплаты.»
Иной срок (порядок определения срока) может быть установлен заказчиком в Положении о закупке, например, следующим образом (приведем цитаты из Положений о закупке и договоров отдельных заказчиков):
«Заказчик в полном объеме оплачивает оказанные Исполнителем Услуги в первый рабочий четверг по истечении 60 календарных дней с даты подписания акта об оказании Услуг» или
«При заключении договора по результатам закупки у единственного поставщика, срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги может быть установлен в соответствии с предложением поставщика.»
Отдельные заказчики поспешили внести изменения в Положения о закупке без какого-либо анализа новых требований и рисков. У большинства получилось примерно следующее:
«Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги должен составлять не более 30 рабочих дней с даты приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги. Такой срок оплаты установлен в отношении следующих товаров, работ, услуг:
- Юридические, бухгалтерские услуги, оказание аудиторских услуг, услуг по обучению или проведению деловых встреч, семинаров.
- Выполнение работ по строительству, реконструкции, текущему и капитальному ремонту.
- Поставка труб, фасонных частей, запорной арматуры, комплектов заделки стыков.
- Выполнение работ по проектированию, организации проведения, регистрации заключения экспертизы промышленной безопасности.
- Обслуживание опасных производственных объектов.
- Медицинские услуги...».
Вопрос, который может возникнуть у органов Прокуратуры при такой формулировке: является ли срок «не более 30 рабочих дней» конкретным сроком оплаты, требуемым в ч. 5.4 ст. 3 закона № 223-ФЗ. Ответ, скорее всего, будет отрицательный. То есть фраза «не более» не позволяет считать срок оплаты конкретным. Такой подход будет усугубляться в случаях установления срока оплаты «не более 60 рабочих дней», «не более 90 рабочих дней» и т.п. Известен случай, когда заказчик установил срок оплаты в проекте договора «в течение 360 (Трёхсот шестидесяти) календарных дней после выполнения Подрядчиком работ, приёмки Заказчиком выполненных работ», что контрольный орган посчитал неустановлением срока оплаты и нарушением требований к содержанию документации о закупке (решение Московского областного УФАС по делу № 07-32-33801/18, № 07-32-33802/18 от 14.12.2018). В случае явного несоответствия условий в Положении о закупке требованиям законодательства, заказчик может получить протест или предостережение от контролирующих органов с требованием о внесении изменений в Положение о закупке.
Правильнее, на наш взгляд, установить в Положении о закупке срок оплаты, например, в 30 рабочих дней с даты приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги для конкретного перечня ТРУ. А в проекте договора предусмотреть право на досрочную оплату поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
Некоторые заказчики включили в свои Положения перечень товаров, работ, услуг со специальными сроками оплаты с указанием кодов ОКПД2. Такой подход представляется избыточным, накладывающим на заказчика не предусмотренные законом ограничения. Обязанности сопоставлять товары, работы, услуги с кодами ОКПД2 в части установления специальных сроков оплаты в законе № 223-ФЗ нет.
Если по договору у заказчика предусмотрена авансовая оплата или иной порядок оплаты, не связанный с приемкой товаров, работ, услуг, не нарушает ли такой вариант (например, по договору на добровольное медицинское страхование) требования ч.5.3 ст. 3 закона № 223-ФЗ? Законодатель не предусмотрел другие возможные варианты формулировки условий о сроке и (или) порядке оплаты в договорах, и, формально, авансовая оплата и иные условия осуществления платежа также должны быть предусмотрены в Положении о закупке или в законодательстве (например, Постановление Правительства РФ от 04.04.2000 № 294 «Об утверждении Порядка расчетов за природный газ»). Некоторые заказчики уже внесли условия об авансовой оплате в свои Положения о закупке. Цитируем:
«Оплата заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения договора осуществляется в порядке и в сроки, которые оговариваются сторонами в договорах, при этом заказчик вправе включить в договор один из перечисленных ниже способов оплаты:
- предварительная оплата в размере 100% полного или частичного объема товара, полного или отдельного этапа работы, услуги;
- отсрочка платежа в течение 30 календарных дней после поставки полного или частичного объема товара, полного или отдельного этапа работы, услуги.
Следующий вопрос, который волнует заказчиков, работающих по закону № 223-ФЗ: возможно ли применение административной ответственности в связи с оплатой поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг в сроки более 7 рабочих дней до внесения изменений в Положение о закупке? Действующая на 06.05.2022 редакция КоАП устанавливает такую ответственность только в связи с нарушением сроков оплаты товаров, работ, услуг по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом МСП — часть 9 статьи 7.32.3 КоАП.
Не предусмотрено также административной ответственности за нарушение требований к содержанию Положения о закупке. Однако если не привести Положение о закупке в соответствие с новыми требованиями до 1 октября 2022 г., то такое Положение считается не размещенным в ЕИС. В этом случае возможно применение административной ответственности за неосуществление закупок по закону о контрактной системе № 44-ФЗ в отсутствие размещенного в ЕИС Положения о закупке.
В данном обзоре мы постарались проанализировать не только новые требования закона № 223-ФЗ в части сроков оплаты по договорам, но и практику реализации этих норм в Положениях о закупке различных заказчиков, а также возможные риски, связанные с внесением и невнесением необходимых изменений в Положение о закупке.
Более подробно узнать обо всех изменениях законодательства о корпоративных закупках, лучших практиках работы заказчиков, получить ответы на конкретные индивидуальные вопросы можно на курсах и семинарах учебного центра «Финконт» в мае 2022 г.
Организация закупок товаров, работ, услуг в соответствии с 223-ФЗ от 18.07.2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (40 часов очно)
Практика закупок по ФЗ-223. Закупки с приоритетом. Закупки у субъектов МСП. Контроль ФАС России (16 часов очно, 8 заочно; для повторного обучения)
Практика закупок по ФЗ-223. Закупки с приоритетом. Закупки у субъектов МСП. Контроль ФАС России
Специалист в сфере закупок для обеспечения корпоративных нужд (в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ от 18 июля 2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц») (40 часов очно, 235 дистанционно)
Материал подготовлен преподавателем АНО УМЦ «Финконт», к.э.н. Богацкой С.Г.