В Совете Федерации РФ одобрили законопроекты, определяющие особенности введения специальных экономических мер для «проведения вооружёнными силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами контртеррористических и иных операций за пределами территории РФ».
Большая часть предусмотренных законопроектами норм адресована бюджетному сектору экономики, но некоторые меры могут затронуть и коммерческие организации.
В чём суть законопроектов
У правительства РФ появляются новые полномочия. Проект первого законопроекта (№ 155680-8) предполагает внесение изменения в закон об «Об обороне». В нём появится новая статья, посвящённая обеспечению проведения контртеррористических и иных операций за пределами РФ. Чтобы обеспечить проведение таких операций, российские власти смогут по необходимости вводить в стране специальные меры в сфере экономики.
Второй законопроект (№ 155718-8) предполагает изменения в Трудовой кодекс РФ. Он уточняет положения первого законопроекта и определяет, как в случае введения специальных экономических мер правительство РФ может регулировать трудовые отношения.
Какие специальные экономические меры предусмотрены законопроектами
В рамках специальных экономических мер правительство России вправе:
-
Временно расконсервировать мобилизационные мощности и объекты.
- Разбронировать материальные ценности государственного резерва.
- Устанавливать особенности трудовых отношений в отдельных организациях, их структурных подразделениях и на отдельных производственных объектах. Здесь речь идёт об особом порядке привлечения к сверхурочной работе, работе в выходные и праздничные дни, предоставлении ежегодных оплачиваемых отпусков.
- Регулировать правила закупки у единственного поставщика для нужд оборонно-промышленного комплекса;
- Вводить обязанность для любых юридических лиц заключать госконтракты, необходимые для обеспечения проведения контртеррористических и иных операций вне территории страны. При этом органы власти получают возможность предлагать изменения объёмов работ или поставок по таким госконтрактам за пределами действующих ограничений. В таком случае стороны должны будут пересмотреть цену контракта в сторону увеличения или уменьшения.
Как нововведения скажутся на исполнении госконтрактов
При введении специальных экономических мер юрлица вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности будут не вправе отказаться от заключения договоров, госконтрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения проведения контртеррористических и иных операций за пределами территории РФ, Вооружёнными силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами. Это касается контрактов, заключаемых в соответствии с законами № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В целях сокращения сроков заключения госконтрактов и контрактов по ГОЗ, законопроектом предусмотрена закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) отдельными видами юридических лиц необходимой для выполнения ГОЗ продукции, а также для формирования её запаса в соответствии с федеральным законом «О государственном оборонном заказе».
При введении специальных экономических мер Минобороны, ФСБ, Росгвардия, МЧС смогут в одностороннем порядке увеличить или уменьшить количество товара, объём работы или услуги в рамках, ранее заключённых госконтрактов по ГОЗ.
Как нововведения изменят регулирование трудовых отношений
Статья 252 Трудового кодекса РФ «Основания и порядок установления особенностей регулирования труда» дополнится частью второй, которая гласит: «При введении специальных мер в сфере экономики Правительство Российской Федерации вправе устанавливать особенности правового регулирования трудовых отношений в отдельных организациях, их структурных подразделениях и на Отдельных производственных объектах, в том числе порядок и условия привлечения к работе за пределами установленной продолжительности рабочего времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков».
Это тот самый «случай, предусмотренный настоящим кодексом», которым дополнят ряд статей ТК, согласно предложенным законопроектом изменениям. Если введут специальные экономические меры, правительство РФ сможет уточнять:
-
когда работодатель вправе привлечь сотрудника к сверхурочной работе, работе в выходные и праздничные дни, вызвать сотрудника из отпуска без его согласия за пределами действующих в текущей редакции ТК РФ ограничений (ст. 99, ст. 113, ст. 125 ТК РФ);
- продолжительность сверхурочной работы за пределами действующих ограничений (ч.6 ст. 99 ТК РФ)
- когда работодатель имеет право не заменять оплату сверхурочного труда дополнительным отдыхом и не компенсировать деньгами накопившийся свыше 28 дней отпуск (ст. 152, ст. 126 ТК РФ);
- случаи предоставления еженедельного непрерывного отдыха — менее 42 часов (ст. 110 ТК РФ);
- случаи работы подряд в две смены, случаи доведения до сотрудников графиков сменности менее, чем за один месяц до введения их в действие (ч.4, ч.5 ст. 103 ТК РФ);
- схему переноса ежегодного отпуска сотрудника, если в текущем году он может неблагоприятно отразиться на деятельности работодателя (ст. 124 ТК РФ).
Для чего нужны нововведения
В правительстве РФ отметили, что мера призвана ликвидировать дефицит отдельных специалистов на промышленных предприятиях, и массовый характер она носить не будет. В первую очередь изменения могут затронуть организации оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Поправки призваны помочь оперативно удовлетворить нужды вооружённых сил в ремонте и обновлении техники. При этом перепрофилировать предприятия гражданских секторов экономики на нужды ВС не планируется.