В марте 2022 года произошли существенные изменения состояния конкурентной среды и других экономических факторов, влияющих на функционирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Президент России, Правительство, Федеральное Собрание принимают экстренные меры в целях недопущения и (или) минимизации негативных последствий введенных санкций и ограничительных мер. К сожалению, принятые по состоянию на 10 марта 2022 года поправки в законодательство о контрактной системе пока не могут гарантировать стабильных поставок товаров, работ и услуг для госнужд. Многое еще предстоит сделать как на федеральном уровне, так и в регионах.
Федеральным законом от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» только намечены первоочередные меры по сохранению стабильности поставок и поддержке участников контрактной системы:
- предусмотрены ускоренные закупки медицинских изделий способом электронного запроса котировок;
- Правительство должно определить случаи и порядок списания начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) неустоек (скорее всего, по схеме, которая действовала в 2020 году и подробно регламентирована в постановлении от 4 июля 2018 г. № 783);
- введены новые случаи и расширены возможности для закупок товаров и услуг у единственного поставщика (исполнителя) в отношении лекарственных препаратов, медицинских изделий и расходных материалов, средств реабилитации (однако, закупка предусмотрена в электронной форме без определения площадок и порядка реализации этой электронной процедуры, что вызывает многочисленные вопросы и препятствует использованию новых случаев закупки у единственного поставщика по пп. 5.1 и 5.2 ч.1 ст. 93 закона № 44-ФЗ);
- предусмотрена возможность изменения по соглашению сторон существенных условий заключенных до 1 января 2023 года контрактов, но только на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации (как показала практика действия аналогичных мер в 2015-2016 гг. и в 2020 г., получить согласие заказчика и решение органа власти на увеличение стоимости заключенных на докризисных условиях контрактов достаточно проблематично для большинства работающих в сфере госзакупок поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
- Правительству РФ и органам власти субъектов РФ предоставлена возможность на срок до 31 декабря 2022 г. вводить дополнительные случаи осуществления закупок у единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Наибольшие сложности в настоящий момент вызывает поставка по ранее заключенным контрактам импортных товаров, а также отсутствие заявок участников закупок по объявленным заказчиками процедурам. Поставщики, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы, отказываются от исполнения контрактов, либо предлагают заказчикам их расторжение по соглашению сторон.
Закон № 44-ФЗ в действующей редакции не запрещает заказчику расторгнуть контракт по соглашению сторон и провести новую закупку, но такие действия не соответствуют интересам и потребностям заказчиков. Логично, что большинство заказчиков предпринимают попытки взыскать неустойку (штраф, пеню) с контрагента в связи с неисполнением обязательств по контракту и направить информацию в ФАС России для включения поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр недобросовестных поставщиков. Кроме того, многие заказчики могут столкнуться в этом году с сокращением бюджетного финансирования, что не позволит им провести новую закупку с учетом резкого роста цен.
Следует напомнить поставщикам, что постановлением от 30.06.2021 № 1078 предусмотрены основания для отказа в сложившейся ситуации во включении информации о поставщике в РНП, в частности, когда поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
-
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Поставщикам, попавшим в сложную экономическую ситуацию при исполнении контрактов, сейчас необходимо собирать такие доказательства принятия мер и (или) наличия обстоятельств непреодолимой силы.
Кроме того, согласно требованиям части 2 статьи 94 закона № 44-ФЗ, поставщик обязан предоставлять достоверную информацию заказчику о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта.
Бесперебойное оказание государственных услуг, функционирование образовательных, медицинских, социальных организаций, сохранение рабочих мест и предпринимательства в настоящее время зависят от оперативных и разумных мер поддержки, реализуемых на всех уровнях власти. Участникам контрактной системы сегодня необходимы простые и понятные решения, которые позволят заказчикам — вовремя получить необходимые товары, работы и услуги, а поставщикам — сохранить свои предприятия и рабочие места.
Мэр Москвы Сергей Собянин уже объявил о первоочередных мерах поддержки поставщиков в городе Москве:
Остается самое сложное: принятие конкретных правовых актов, доведение новых правил закупок до участников контрактной системы, обеспечение эффективного механизма реализации объявленных мер поддержки.
Материал подготовлен преподавателем АНО УМЦ «Финконт», к.э.н. Богацкой С.Г.
Больше подробностей о мерах поддержки заказчиков и бизнеса в условиях санкций расскажем на наших курсах и семинарах:
44-ФЗ: Семинар с участием ФАС для заказчиков и поставщиков.
44-ФЗ: Курс с участием ФАС для заказчиков и поставщиков (16 часов очно, 8 заочно; для повторного обучения).