Современный бухгалтерский учет для автономных, бюджетных и казенных учреждений. Годовая отчетность за 2024 год
Ежегодно в учет и порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности Минфин вносит изменения. Актуализация знаний и компетенций главного бухгалтера требует оперативного ознакомления с широким перечнем НПА и прикладных уточнений Минфин по отдельным учетным операциям.
Вид обучения
Формат обучения
Дата и время
Место проведения
г. Москва, ул. Золотая, д. 11, бизнес-центр «Золото», 5 этаж. Всем участникам высылается подробная схема проезда на семинар.
Документы по окончании обучения
Слушатели, успешно прошедшие итоговую аттестацию по программе обучения, получают Удостоверение о повышении квалификации в объеме 32 часов (в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности, выданной Департаментом образования и науки города Москвы).Что входит в стоимость
Методический материал, кофе-паузы.
Для кого предназначен
Главных бухгалтеров и бухгалтеров учреждений всех типов (бюджетных, автономных и казенных), а также бухгалтерам органов исполнительной власти и муниципального управления.Особенности программы
Курс предоставляет полные сведения об изменениях в правилах и требованиях к учету, а также на практических примерах поясняет прикладные вопросы ведения финансово-хозяйственной деятельности в 2024 году.
Программа курса поясняет порядок ведения учета и составления отчетности в соответствии с актуальными правилами, предлагает решения по формированию учетной политики на 2024 год и предоставляет практические рекомендации по типовым хозяйственным операциям; эксперты предоставляют актуальную, структурированную информацию по обновленному порядку и практике планирования с 2024 года.
Программа обучения
Изменения в учете и хозяйственной деятельности — 2024.
Бюджетная классификация в 2024. Общий порядок и особенности применения.
- Бюджетная классификация в 2024 году. Новые КВР, изменение и уточнение КВР с пояснениями порядка последующего применения в учете.
- Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с Приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н с учетом изменений НПА:
- Приказ Минфина России от 08.06.2020 N 98н;
- Приказ Минфина России от 16.11.2020 N 267н.
- Замена Перечня КБК для федерального бюджета (в соответствии с Приказом Минфина России от 29.11.2019 N 207н) обновленным Перечнем согласно Приказа Минфина России от 08.06.2020 N 99н с учетом изменений НПА:
- Приказ Минфина России от 08.06.2020 N 99н (исходный);
- Приказ Минфина России от 12.10.2020 N 236н;
- Приказ Минфина России от 07.12.2020 N 297н (проект).
- Обновленная классификация КОСГУ на 2024 год. Руководство по применению классификации операций сектора государственного управления (Письмо Минфина России от 11.12.2020 N 02-08-10/109210). Порядок применения КОСГУ в соответствии с Приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н с учетом изменений НПА:
- Приказ Минфина России от 29.09.2020 N 222н (в части, действующей с 01.01.2021).
- Обновление порядка планирования финансово-хозяйственной деятельности для федеральных учреждений и применения КБК согласно Приказа Минфина России от 17.08.2020 N 168н:
- План ФХД по новой форме, которую утверждает и доводит учредитель на основе рекомендуемого Минфин образца;
- Обоснования поступлений и выплат. Проекты госзадания и соглашений о субсидии.
- Уточнение порядка согласования и утверждения ПФХД.
Новый порядок применения первичных документов и регистров бухучета.
Рабочий план счетов учреждений. Изменения и отдельные порядки учета.
Нормативно-правовые акты, регулирующие казначейское сопровождение бюджетных средств — 2024.
Система казначейских платежей и казначейской обслуживание — 2024.
Финансовый контроль и управление финансами учреждения.
- Контроль качества планирования и обоснования расходов.
- Механизмы контроля строительных рисков.
- Постатейный контроль превышения лимитов капитальных расходов «по оплате».
- Формы контроля на основании утвержденной проектно-сметной документации. Требования и процедуры контроля расходных операций на основании утвержденной проектно-сметной документации.
- Формы контроля на основании утвержденного бюджета проекта. Требования и процедуры контроля расходных операций на основании утвержденного бюджета проекта.
Организация системы оплаты труда на 2024 год.
Планирование финансово-хозяйственной деятельности — 2024.
Реформы и изменения законодательства в 2024 году. Нормативные акты, вступающие в силу 01.01.2024.
- Сущность, приоритеты и принципы бюджетной реформы системы управления общественными финансами:
- внедрение механизмов взаимного признания (непризнания) органами внешнего и органами внутреннего госфинконтроля результатов контроля.
- развитие риск-ориентированного подхода к осуществлению контроля, при котором проверки сократят за счет внедрения риск-ориентированного подхода к их планированию.
- переориентация внутреннего госфинконтроля на упреждающий контроль, повышение участия главных распорядителей в системе госфинконтроля.
- автоматизация процедур внутреннего финансового контроля, «контроля вещей.
- переход к полноценному внутреннему аудиту, внедрение единых требований и системы обучения внутренних аудиторов.
- Действующая система контроля расходования бюджетных средств. Трехуровневая система контроля и аудита в бюджетной сфере:
- функции и полномочия органов внешнего и внутреннего государственного финансового контроля: полномочия Счетной палаты РФ, Федерального казначейства, контрольно-счетных, финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований. Взаимодействие с правоохранительными органами;
- внешний государственный финансовый контроль. Общие принципы организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на основании Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ. Функции Федерального казначейства по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в соответствии с Положением «О Федеральном казначействе». Функции Счетной палаты в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»;
- внутренний финансовый аудит и внутренний финансовый контроль администратора бюджетных средств. Порядок и требования контроля учредителя за деятельностью подведомственных учреждений на основании пункта 5.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пункта 3.23 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Функциональная независимость и цели внутреннего финансового аудита: обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств;
- внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль. Обязательный характер внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни согласно Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в целях соблюдения требований к исполнению своих бюджетных полномочий. Отсутствие ограничений на порядок, способы, процедуры осуществления указанного внутреннего контроля;
- внутренний аудит как способ подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета.
- Обзор изменений нормативных актов Российской Федерации 2024 года напрямую влияющих на ФХД учреждения и вступление с 01.01.2024 отдельных Положений и Требований законодательства.
- Изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, вносимые Федеральным законом от 26 июля 2019 г. № 199-ФЗ. Уточнение терминологии и правил внутреннего контроля.
- Стандарты внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и финансового аудита. Обзор требований стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Регламенты и процессы внутреннего финансового контроля и внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной деятельности.
- Стандарты внутреннего финансового аудита, вступившие в силу с 01.01.2024 года. Порядок проведения внутреннего финансового аудита в отношении учреждений государственного сектора: предмет и метод внутреннего финансового аудита в учреждении, порядок составления плана внутреннего финансового аудита, порядок проведения аудиторской проверки.
Управление ФХД учреждения — «Электронный бюджет».
- Существенные вопросы и понятия государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет». Структура и принцип функционирования системы «Электронный бюджет». Актуальный порядок взаимодействия с системой.
- Порядок подключения к системе «Электронный бюджет»: федеральный уровень, региональный и муниципальный уровни. Алгоритм и документарное сопровождение подключения пользователей к системе «Электронный бюджет».
- Порядок и требования к работе с подсистемами системы «Электронный бюджет».
- Планирование ФХД в системе «Электронный бюджет».
- Формирование и ведение общероссийских базовых и федеральных перечней. Подсистема «Управление закупками». Подсистема «Учет и отчетность».
- Электронный документооборот. Требования законодательства к организации ЭДО. Порядок отражения ЭДО в учетной политике учреждения.
- Проверка и передача отчетности в системе «Электронный бюджет». Решения проблем по отчетности в системе «Электронный бюджет».
- Финансовый контроль, мониторинг с использованием системы «Электронный бюджет». Подсистема управления расходами. Формирование и предоставление отчётности по ДО в соответствии с Приказом Минфина России № 221н.
- Особенности размещения информации на едином портале бюджетной системы.
Общий порядок и нюансы планирования — 2024.
- Порядок составления плана финансово-хозяйственной деятельности:
- Общие правила составления Плана ФХД бюджетного (автономного учреждения) в соответствии с Приказом Минфина России от 31.08.2018 № 186н.
- Особые правила для федеральных учреждений (Приказ Минфина России от 17.08.2020 N 168н).
- Разграничение функций учредителя и учреждения при составлении, утверждении и изменении плана финансово-хозяйственной деятельности.
- Формирование плана финансово-хозяйственной деятельности в системе «Электронный бюджет». Проблемы планирования и варианты решения.
- Актуальные требования к применению бюджетной классификации при планировании. Особенности применения Приказа Минфина России от 06.06.2019 № 85н. Порядок планирования доходов по кодам подвида доходов. Особенности применения аналитических кодов в плане финансово-хозяйственной деятельности.
- Нюансы планирования в 2024 году. Взаимодействие с учредителем. Вариативность отражения показателей в плане финансово-хозяйственной деятельности в зависимости от решения учредителя. Применение стоимостей единицы услуг и иных нормированных показателей для составления расчетных обоснований.
Требования к планированию и методика планирования в 2024 г.
- Методы и практика планирования в 2024 г. Нюансы формирования показателей плана финансово-хозяйственной деятельности. Порядок применения правила временной определенности при кассовом методе планирования. Правила отражения в плане финансово-хозяйственной деятельности негарантированных поступлений.
- Требования к форме и порядку составления плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного (автономного учреждения) в 2024 году.
- Порядок подготовки расчетных обоснований при планировании. Требования к расчетным обоснованиям доходов и расходов. Порядок составления таблиц расчетных обоснований.
- Планирование доходов учреждения. Определение видов приносящей доход деятельности и порядок их включения в план финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
- Планирование расходов учреждения по КВР и особенности применения КОСГУ при планировании расходов.
- Порядок внесения изменений в план финансово-хозяйственной деятельности и в расчетные обоснования. Ограничения возможностей по внесению изменений в расчетные обоснования к плану финансово-хозяйственной деятельности.
- Новый порядок планирования налогов, уменьшающих доходы учреждения.
Порядок планирования, бухгалтерского учета и учета на счетах санкционирования.
- Порядок отражения хозяйственных операций учреждения в бухгалтерском учете, счетах санкционирования и плановых показателях. Практика отражения типовых хозяйственных событий.
- Влияние ФСБУ «Доходы» на требования к учету доходов. Нюансы учета целевых субсидий, безвозмездных поступлений, штрафов и т.д. Особенности учета и планирования для долгосрочных договоров оказания услуг. Отражение грантов, пожертвований, благотворительной помощи в бюджетном учете учреждений в соответствии с ФСБУ «Доходы».
- Практика формирования расчетных обоснований по доходам.
- Методика и практика учета и планирования расходов учреждения.
- Практика формирования расчетных обоснований по расходам. Закупочная деятельность и применяемые методы расчета стоимости.
- Прочие практические нюансы планирования финансово-хозяйственной деятельности. Отражение в учете и планировании долгосрочных договоров. Штрафные санкции и прочие негарантированные поступления.
Внебюджетная деятельность учреждений: особенности учета и налогообложения.
- Определение видов приносящей доход деятельности и порядок их включения в План ФХД учреждений.
- Особенности формирования доходов, расходов и финансового результата при оказании платных услуг (работ); порядок применения счетов 2 10900 000.
- Учет операций по реализации товаров и готовой продукции.
- Особенности отражения доходов, расходов и определения финансового результата от сдачи в аренду имущества в соответствии с СГС «Аренда» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 г. № 258н).
- Отражение грантов, пожертвований, благотворительной помощи в бюджетном учете учреждений в соответствии с СГС «Доходы».
- Новый порядок учета штрафных санкций, полученных в результате нарушения контрагентами договорных обязательств в соответствии с СГС «Доходы».
- Порядок отражения операций по реализации имущества.
- Особенности определения налоговой базы по НДС и налогу на прибыль во внебюджетной деятельности учреждений.
Отчетность об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности и порядок применения ФСБУ «Бюджетная информация в бухгалтерской отчетности».
- Состав бюджетной информации в отчетности. Требования и условия представления бюджетной информации в отчетности в соответствии с Приказом Минфина России от 28 февраля 2018 г. № 37н.
- Порядок составления отчета об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737). Отражение в отчете нетипичных операций. Возврат дебиторской задолженности прочих лет, исполнение обязательств некассовыми операциями и др.
- Новые требования формирования Справки по заключению счетов (ф. 0503710).
- Особенности планирования и отчетности в рамках национальных проектов. Контрольные точки. Результаты мероприятий. Прочие нюансы отчетности, связанные с планированием.
Учетная политика — 2024.
Регулирование учета в учреждении. Нормативно-правовая база формирования учетной политики.
- Обзор требований к внутренней регламентации правил учета согласно Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Федерального стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», Федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки».
- Порядок формирования и утверждения учетной политики, необходимость согласования учетной политики с Учредителем. Особенности применения положений учетной политики Учредителя при формировании учетной политики учреждения. Особенности формирования учетной политики при условии обслуживания в централизованной бухгалтерии.
- Федеральный стандарт «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». Отличие понятий «изменения» и «дополнения» в учетную политику. Организационный и методический раздел учетной политики учреждения. Требования к структуре и содержанию учетной политики. Понятия ошибок в учете и порядок их исправления, определение оценочных значений, расчет и отражение в учете и отчетности, ретроспективное и перспективное применение измененной учетной политики.
- Терминология и особенности требований Федерального стандарта. Определение оценочных значений, расчет и отражение в учете и отчетности, ретроспективное и перспективное применение измененной учетной политики. Расширение роли Комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов.
- Классификация ошибок в учете: ошибки текущего учетного периода и ошибки прошлых учетных периодов.
Обязательные требования к составу учетной политики.
Методический раздел учетной политики: учет обязательств учреждения, денежных средств и имущества учреждения.
Обновление учетной политики в соответствии с изменениями в требованиях Федеральных стандартов.
Обновление учетной политики в соответствии с требованиями Федеральных стандартов: формирование резервов, правила учета доходов по долгосрочным договорам, учет событий после отчетной даты.
- ФСБУ «События после отчетной даты». ФСБУ «Долгосрочные договора».
- ФСБУ «Резервы».
Обновление учетной политики в соответствии с требованиями Федеральных стандартов:
СГС «Нематериальные активы». Понятия, требования и применение в учете.
СГС «Выплаты персоналу». Понятия, требования и применение в учете.
СГС «Непроизведенные активы». Понятия, требования и применение в учете.
СГС «Финансовые инструменты».
СГС «Затраты по заимствованиям».
СГС «Информация о связанных сторонах».
СГС «Совместная деятельность».
Дальнейшее вступление в силу Федеральных стандартов в 2024 и последующие годы.
- Новая редакция Программы разработки Федеральных стандартов для учреждений государственного сектора. Приказ Минфина России от 25.03.2021 N 48н "Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов на 2021-2024 гг.".
- Обзор основных направлений изменения Федеральных стандартов на ближайшие годы.
Учет финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с Федеральными стандартами. Изменения Федеральных стандартов прошлых лет.
Блок «Правила учета нефинансовых активов».
Нормативное регулирование организации и ведения учета НФА в государственных и муниципальных учреждениях в 2024 г.
- Порядок применения правил учета нефинансовых активов с учетом иерархии нормативных актов. Корректные правила учета в случае конфликта ФСБУ и действующих Инструкций. Общее нормативное поле и взаимодействие действующих нормативных актов в части учета нефинансовых активов. Обзор изменений Инструкций и методических рекомендаций по бюджетному учету в части правил учета нефинансовых активов.
- Изменения кодов бюджетной классификации для нефинансовых активов в 2024 г. Методические и практические рекомендации. Требования и особенности применения кодов КОСГУ.
- Обзор существенных аспектов и правил учета, ведения регистров бухгалтерского учета и формирования отчетности по нефинансовым активам в 2024 г. Нюансы влияния нормативных актов и отдельных ФСБУ на учет нефинансовых активов.
- Обзор актуальных требований к учету арендных отношений и безвозмездного пользования имуществом. Виды и особенности арендных отношений. Особенности отражения в учете договоров аренды с учетом ФСБУ «Аренда».
- Правила учета нефинансовых активов, требующие отражения в учетной политике учреждения в 2024 году. Методические и практические рекомендации. Возможности упрощения учета хозяйственных операций посредством корректировки учетной политики учреждения. Риски применения обновленных правил учетной политики с учетом требований ФСБУ «Учетная политика». Нюансы отражения событий после отчетной даты.
Классификация нефинансовых активов. Требования к осуществлению операций с нефинансовыми активами в соответствии с ФСБУ.
Блок «Основные средства».
Учет и документальное оформление операций по поступлению основных средств в учреждение.
Порядок операций с основными средствами в учреждении до момента их выбытия. Учет и документальное оформление.
Прекращение признания основных средств. Документальное оформления и бухгалтерское отражение операций выбытия.
Порядок и практика проведения инвентаризации основных средств с учетом требований ФСБУ «Основные средства» и ФСБУ «Обесценение активов».
Блок «Аренда».
Арендные отношения и безвозмездное пользование имуществом. Порядок учета (со стороны арендодателя и арендатора) в соответствии с ФСБУ «Аренда».
Блок «Материальные запасы».
Нормативное регулирование организации и ведения учета НФА в государственных и муниципальных учреждениях в 2024 г.
Новые требования к отражению в учете поступления НФА и порядок практического применения правил ФСБУ «Запасы».
Новые требования к отражению в учете использования материальных запасов и порядок практического применения правил ФСБУ «Запасы».
Прочие вопросы операций с материальными запасами.
Блок «Федеральные стандарты — 2024».
СГС «Нематериальные активы». Понятия, требования и применение в учете.
СГС «Непроизведенные активы». Понятия, требования и применение в учете.
Преподаватели
Преподаватель
Эксперт в областях бюджетного учета и управленческого бухгалтерского учета, финансового контроля и аудита с опытом работы более 15 лет в профессии. Преподаватель Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
Отзывы о прошедших мероприятиях
Все очень понравилось.
Ващенко А.В.
Ведущий бухгалтер, Центр государственной кадастровой оценки ОГБУ
Хорошая программа. Особенно интересными были стандарты 2020 года.
Авилова Н.В.
Директор, Централизованная бухгалтерия Корсаковского ГО МКУ
Очень грамотно построенный, насыщенный и актуальный курс. Особая благодарность лектору за профессиональную подачу материала и ответы на вопросы. Особенно интересным для меня был раздел по организации внутреннего финансового контроля.
Тихенькая Н.Н.
Начальник ОБУиО-главный бухгалтер, Администрация города Саки Республики Крым