Управление государственными, муниципальными и корпоративными закупками по 44-ФЗ и 223-ФЗ
На курсе слушатели рассмотрят примеры закупок, схемы и нормативно-правовые документы от этапа планирования, формирования техзадания и закупочной документации, до подписания контракта в электронной форме и электронного актирования приемки продукции, новации в законодательстве 2022 года по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Отдельное внимание отводится вопросам вхождения в повседневную практику «оптимизационного пакета» поправок в 44-ФЗ, импортозамещения в закупках, новым правилам национального режима, даются рекомендации по минимизации рисков привлечения к административной и уголовной ответственности за нарушения и преступления в сфере закупок.
Вид обучения
Формат обучения
Дата и время
Место проведения
г. Санкт-Петербург, Лиговский проспект, 266с1, Бизнес Центр Премьер Лига (3 очередь), 4 этаж, из лифта направо. Станции метро «Московские ворота», «Технологический институт», «Обводный канал».
Документы по окончании обучения
По итогам обучения слушатели, успешно прошедшие итоговую аттестацию по программе обучения, получают Удостоверение о повышении квалификации в объеме 24 часов (в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности, выданной Департаментом образования и науки города Москвы).Что входит в стоимость
Методический материал, кофе-паузы.Для кого предназначен
Руководителей бюджетных учреждений, руководителей унитарных предприятий, глав администраций, глав муниципальных образований, председателей комиссий, членов комиссий по осуществлению закупок, руководителей контрактной службы, контрактных управляющих, специалистов контрактной службы, директоров по закупкам, руководителей отдела закупок, специалистов по закупкам, специалистов тендерного отдела, генеральных директоров, финансовых директоров, директоров по развитию, директоров по продажам, руководителей юридического отдела, руководителей отдела продаж, юристов, экономистов.Цель обучения
Рассмотреть сложные вопросы практики осуществления закупок по законам 44-ФЗ и 223-ФЗ, новации в законодательстве 2022 года, повысить эффективность осуществления закупок и участия в закупках.
Особенности программы
Слушателям будет предоставлен доступ к электронной базе нормативных, методических и учебных материалов, образцам и примерам заполнения документов.
Курс учитывает последние изменения нормативной базы осуществления закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ, вступившие в силу в 2021-2022 годах.
Программа обучения
День 1.
Система управления закупками.
- Определение понятия «закупка» в снабжении предприятий необходимой для жизнедеятельности товарами, работами и услугами.
- Корпоративные закупки — главный источник увеличения прибыли в госкомпании. Взаимодействие процесса продаж и закупок.
Закупочные системы РФ, созданные для обеспечения жизнедеятельности государственных организаций и работы корпоративных предприятий. Зачем государству две одновременно функционирующих закупочные системы.
Органы управления в закупочной системе.
- Основные элементы в системе размещения заказа: от заказчика до Федерального казначейства и ФАС. Принципиальные различия и сходства двух закупочных систем на базе законов 44-ФЗ и 223-ФЗ.
- Комиссия по закупкам Заказчика.
Информационное и финансовое обеспечение проведения закупок. Взаимодействие Единой информационной системы (ЕИС) и Государственной интегрированной информационной системы «Электронный бюджет».
Кейс-стади: Разбираем рекомендованную Федеральным казначейством последовательность действий по регистрации в ЕИС и ГИИС.
Контрактная служба заказчика и контрактные управляющие. Система управления закупками заказчика ориентируется на совокупный годовой объем закупок (СГОЗ). Виды контрактных служб. Что из опыта контрактных служб (контрактных управляющих) госзаказа можно перенести в корпоративные закупки по Закону 223-ФЗ.
- Управляющий контрактами по Закону 223-ФЗ должен знать особенности своих партнеров по производственной кооперации.
- Место закупок в процессе функционирования предприятий. Функции отдела закупки в компании.
- Задачи и функции менеджера по закупкам.
- Обязанности специалистов по закупке.
Оптимизационный пакет изменений закупочного законодательства. Анализ влияния принятых изменений на закупочную практику.
Все начинается с инициирования закупок: какие схемы сбора заявок на закупки функционируют в отечественной закупочной системе
Эффективное планирование.
Изменения в системе планирования закупок для госзаказа по Закону 44-ФЗ, вступившие в силу на основании Постановления № 1279.
Кейс-стади: Разбираем содержание идентификационного кода закупки (ИКЗ) и уникального кода идентификации закупки объектов недвижимого имущества.
- Что является информационным содержанием план-графика закупки.
- Случаи, когда ИКЗ не указывается.
- Почему заказчики проваливают проверки плановых документов. «Карта минного поля» планирования закупок.
Особенности планирования корпоративных закупок.
- Пошаговый алгоритм заполнения план-графика корпоративных закупок с учетом требований Постановления Правительства РФ от 07.07.2021 № 1128 для СМСП или Постановления Правительства РФ № 1799 от 07.11.2020 для участия в целевом государственном финансировании.
- Как организовать взаимодействие план-графика и долгосрочного плана закупки инновационной и высокотехнологичной продукции, лекарств (ИВП и ЛС).
- На что контролеры при проверках Плана закупок в первую очередь обращают внимание?
День 2.
Подготовка и проведение закупок в условиях импортозамещения. Рекомендации по построению эффективной системы организатора закупок в условиях новых правовых правил.
Техническое задание без ошибок: полезные рецепты на основе практики ФАС.
- Как вписать требования по закупкам материалов. Обязательность учета ГОСТов. Судебная практика.
- Влияние эквивалентности на формирование требований в ТЗ.
- Включение в ТЗ работы с необходимыми товарами.
- Что нужно проверить при больших объемах закупки.
- Как описываются требования к гарантийным обязательствам.
Национальный режим приоритета российской продукции и поставщиков, участвующих в закупках. Составные части нацрежима.
- Оценка правоприменимости руководящих документов для обеспечения запретов поставки импортной продукции.
- Как заказчикам по Закону 44-ФЗ выполнить квоты закупки российских товаров.
- Как рассчитать минимальную долю закупки.
- Протекционизм при проведении тендеров.
- Как применять национальный режим при корпоративных закупках.
- Как установить приоритет по нацрежиму в Положении о закупке и документации.
- Особенности применения Постановлений Правительства РФ № 616 и № 617 при реализации нацрежима закупок.
- Схема процесса формирования и рассмотрения Минпромторгом РФ заявок на выдачу разрешения о закупке.
- Квотирование закупаемой продукции Пошаговая инструкция: Последовательность действий заказчика для обоснования НМЦ продукции так, чтобы контракт попал в квоту закупок по нацрежиму Закона 44-ФЗ. Как обосновать НМЦ продукции, чтобы контракт попал в квоту.
- Как рассчитывается исполнение заказчиком минимальной доли закупок импортной продукции? Пошаговая инструкция для заказчика по Закону № 223-ФЗ, как выполнить минимальную долю.
- Как предоставить приоритет при проведении тендерных отборов товаров, работ, услуг.
- Протекционизм при проведении конкурсов и аукционов.
Кейс-стади: Разбираем практические ситуации реализации национального режима закупок по Закону № 223-ФЗ.
Особенности применяемых методов расчета НМЦ на информационное обеспечение процесса закупок.
- Как правильно запросить ценовую информацию. Что нужно для запроса цен у поставщиков.
- Какие условия необходимо соблюсти для корректного обоснования. В сфере закупок «идентичность» не то же самое, что «однородность». Как рассчитать НМЦК на связанные товары.
- Последовательность действий при расчете НМЦ.
- Обмен опытом: можно ли Заказчику не регистрировать принятые коммерческие предложения. Нужно ли считать НМЦК для малых прямых закупок и закупке у единственного поставщика.
Правоприменительная практика: разбираем на примерах действия Заказчиков при запросах цен на закупаемую продукцию. Законодатели сформировали и добавили определение:
- Контракта на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан (Закона № 360-ФЗ, ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).
- Отдельного этапа исполнения контракта (Закон № 360-ФЗ, ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).
День 3.
Методы преодоления спорных и разрешения сложных ситуаций на основе сформировавшегося мониторинга контроля, аудита и судебной практики в закупках по Закону № 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Способы закупок: изменения в классификации и количестве способов закупок.
Блок-схема: Оценка текущих обстоятельств для выбора способа закупки.
- С 1 января 2022 г. Операторов специализированных электронных площадок добавили в перечень участников контрактной системы (Закон № 360-ФЗ, новая ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).
- Сформирован иммунитет спецсчета, открываемого для торгов. Поэтому деньги, которые лежат на спецсчете, нельзя взыскать в бюджет (ст. 1, 2 Закона № 360-ФЗ).
Особенности организации и проведения аукциона в электронной форме в соответствии с введением «оптимизационного» пакета изменений закупочного законодательства.
Что включается Участником закупки в Заявку:
- Требования к продукции.
- Требования к участникам закупки.
Основания для отклонения заявки претендентов на участие в электронном аукционе.
- Обновленная процедура электронного аукциона. Как теперь подают и рассматривают заявки.
- В контрактной системе в 2022 году в соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона № 360-ФЗ действует специальный порядок проведения открытого электронного конкурса и аукциона, если подана только одна заявка.
Открытый конкурс в электронной форме по новым правилам.
- Для проведения конкурса с января 2022 года заказчики размещают в ЕИС только извещение (п. 30 ст. 5 Закона № 360-ФЗ).
- Основания для отклонения извещений на конкурс. Содержание протокола рассмотрения и оценки 1-х частей заявок.
- Что такое переторжка, как рассматривать вторые части и подвести итоги.
- Как заключить контракт и что делать, если конкурс не состоялся.
Особенности проведения запроса котировок в электронной форме (ЗКЭФ) по новым правилам.
- С января 2022 года годовой объем закупок запросом котировок составляет до 20% от СГОЗ или 100 млн руб. в отношении заказчика, СГОЗ которого в прошедшем году составил менее 500 млн руб., а проводится только в электронном виде.
- Что включается участником в заявку на ЗКЭФ: информация об объекте закупки, а также информация о нем самом.
- Основания для отклонения заявки на ЗКЭФ.
- Упрощенная процедура заключения контракта по результатам ЗКЭФ сохраняется: рассматриваем алгоритм.
- Сводный обзор изменений в организации и проведении запроса котировок в электронной форме (ЗКЭФ).
Закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по 44-ФЗ.
- Основания закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Порядок осуществления закупок у единственного поставщика. Правила закупок на сумму до 100 тыс. руб. (до 600 тыс. руб.). Извещение о закупке. Уведомление контрольного органа.
- Во всех случаях заказчик должен определить цену контракта с единственным поставщиком по правилам Закона № 44-ФЗ. Обосновать цену и включить обоснование в контракт нужно по подп. «б» п. 31 ст. 5 Закона № 360-ФЗ.
- Алгоритм осуществления закупки у единственного поставщика: (пп.1, 8, 29 (договоры с монополистами, по регулируемым ценам), п.4 ч.1 ст. 93 (закупки на сумму до 100 тыс. руб.), п.9 ч.1 ст. 93 (аварийные закупки), п.25 ч.1 ст. 93 (признание конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений несостоявшимся) и др.).
- Чтобы заключить контракт с единственным поставщиком на коммунальные услуги или подключение к сетям, регулируемый тариф не нужен (подп. «а» п. 31 ст. 5 Закона № 360-ФЗ).
С 1 января 2022 г. понятие «банковская гарантия» утратила значение, которое было в ГК. Поэтому утратила силу часть 2 статьи 3 Закона № 44-ФЗ (подп. «б» п. 3 ст. 5 Закона № 360-ФЗ).
Малые закупки: как заказчику работать в Едином агрегаторе торговли.
- Какие закупки проводят через Единый агрегатор торговли (ЕАТ).
- Кто проводит закупки через агрегатор торговли.
- С чего заказчику начать и как пройти три шага для работы в Едином агрегаторе торговли.
- Пошаговая инструкция как проводить закупки на Едином агрегаторе торговли.
Особенности, которые придется учесть при выборе прямой закупки в электронном виде. Разъяснения Казначейство о том, как применять новые правила малых прямых закупок.
Удаленка: как работать на удаленке по новым правилам. Как провести закупки мебели и техники, и учесть при этом нацрежим.
В ЕИС на основании абз. 2 подп. «б» п. 4 ст. 5 Закона № 360-ФЗ с января 2022 г. больше нет библиотеки типовых контрактов.
Все условия безупречного контракта.
- Как указать на предмет контракта и его условия.
- Как прописать порядок, сроки и условия поставки.
- Памятка: когда нельзя менять условия контракта.
- Пять примеров допсоглашений к контракту.
Как заключить контракт по итогам электронного конкурентного отбора: пошаговая инструкция на примере ОАЭФ.
Обмен опытом: законно ли принимать товар на удаленке по видеосвязи? Рекомендация заказчику.
Разъяснения Минфина о том, когда приемка и оплата — это один этап контракта.
Электронное актирование.
Как составить ежемесячный отчет по 223-ФЗ о договорах, включая квоты. Специалисты по закупкам участвуют в процессе сбора первичных документов для раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности.
Как на основании ежемесячного или итогового отчета об исполнении контрактных обязательств можно контролировать величину кредиторской или дебиторской задолженности.
Как изменить или расторгнуть контракт с исполнителем.
- В каких случаях стороны вправе изменить контракт. Разбор практических ситуаций.
- Как изменить условия контракта и где отразить сведения об изменении контракта.
- Какими способами расторгнуть контракт. Разбор практических ситуаций.
- В каких случаях расторжение контракта обязательно и где отразить сведения о расторжении контракта.
Контраргументы, чтобы ФАС встала на вашу сторону и новый порядок жалоб.
- Как распознать, что жалобу подал сутяжник.
- Как выстроить защиту от жалобщика.
- Контрдействия в споре с жалобщиками.
- Какие еще методы предлагают контролеры и законодатели.
Преподаватели
Преподаватель
Представитель УФАС по городу Санкт-Петербургу.