Как быстро и эффективно навести порядок в процессах и вещах? Придерживайтесь пяти последовательных правил системы 5S:
5S — один из самых доступных и эффективных инструментов бережливого производства. Применять её можно в разных сферах: на заводах и складах, в офисах и даже дома.
Организация рабочего места по системе 5S — необходимое условие для совершенствования Lean. Внедрить её можно быстро и практически без затрат.
Давайте оценим, насколько соответствуют системе 5S рабочие места в вашей компании. Определить это помогут простые тесты.
В таблице 1 приведены пять утверждений. Каждому из них соответствует определённое число баллов — от 0 до 5.
Выберите утверждение, которое соотносится с текущим состоянием рабочего места, и поставьте соответствующую оценку в графе баллы.
Таблица 1. Степень соответствия рабочего места системе 5S
|
Диапазон подсчёта баллов |
Баллы |
Не существует официального стандарта организации рабочего места (5S). На рабочем месте не соблюдается порядок. Беспорядок царит в помещении. Материалы, детали и инструменты не упорядочены и находятся где угодно. Трудно что-либо быстро найти. |
0 |
|
Руководство компании осведомлено о принципах 5S, но обучение не ведётся или не завершено. Уборка рабочих мест проводится нерегулярно. Уровень поддержания порядка в цехах (подразделениях, офисах) различен. Где-то лучше, где-то хуже. |
1 |
|
Проведено обучение по программе 5S. Некоторые подразделения компании демонстрируют признаки порядка. Сотрудники проводят уборку в конце рабочего дня. |
2 |
|
На большинстве участков ведётся уборка. Соблюдается график. Материалы, детали и инструменты распределены по постоянным местам. |
3 |
|
Назначены ответственные лица. Сотрудники участвуют, поддерживают, понимают и выполняют большую часть работ по совершенствованию рабочих мест. |
4 |
|
Сформированы аудиторские группы, которые периодически оценивают стандарты 5S по всей компании. Все подразделения участвуют в стандартизации процессов. На приведение рабочих мест в абсолютный порядок требуется минимум времени. |
5 |
Не дотянули до 5 баллов? Разработайте план действий по приведению рабочих мест в соответствие со стандартами 5S.
Для этого необходимо:
А вот ещё один небольшой чек-лист, который поможет оценить рабочее место на предмет отклонений по системе 5S (таблица 2).
Его можно использовать для оценки рабочего места в офисе или в цеху. Он подойдёт как сотрудникам для улучшения своего рабочего места, так и руководителям в целях контроля.
Таблица 2 содержит пять блоков вопросов по пяти основным шагам системы 5S для выявления отклонений на рабочем месте сотрудника.
Каждый блок содержит пять вопросов. На каждый из них нужно дать ответ по пятибалльной шкале, где:
Общее количество — максимум 25 баллов в каждом разделе.
Таблица 2. Список вопросов 5S для оценки организации рабочего места
Шаг системы 5S |
Критерии |
Баллы |
1. Сортировка «Избавьтесь от лишних вещей на рабочем месте» |
На моём рабочем мести нет вещей, которые я не использую или не собираюсь использовать в ближайшее время (инструменты, оборудование, посуда, пустые коробки и т.п.)? |
|
Отсутствуют неиспользуемые или отвлекающие внимание вещи в шкафах на стенах, досках объявлений, в проходах и т.д.? |
|
|
На рабочем месте нет лишних личных вещей? |
|
|
На рабочем месте нет излишков запасов, деталей или материалов (бумага, скотч и т.п.)? |
|
|
В границах рабочего места отсутствуют какие-либо опасные предметы, вещества (горючие жидкости и т.п).? |
|
|
2. Создание порядка «Каждому предмету — своё место» |
Расположены ли оборудование, компьютер, приборы и т.п. удобно для моего использования? |
|
Промаркированы ли папки с документами, ящики с инструментами, контейнеры, необходимые в работе материалы и т.п, таким образом, что я быстро смогу определить, что и где лежит? |
|
|
Чётко ли обозначены рабочие места, проходы, места расположения оборудования для общего использования? |
|
|
Используются ли я в моей текущей работе дашборды и другие визуальные индикаторы? |
|
|
Убираются ли расходные материалы, предметы сразу после использования? |
|
|
3. Содержание в чистоте (уборка и проверка) «Рабочее место должно быть комфортным и безопасным» |
Соблюдена ли чистота на рабочем месте (грязь, пыль)? |
|
Регулярно ли выбрасывается мусор из корзин и контейнеров? |
|
|
Являются ли тара и этикетки чистыми и целостными? |
|
|
Комфортно ли организована планировка пространства? |
|
|
Находятся ли в простом доступе чистящие средства и инвентарь для уборки? |
|
|
4. Стандартизация «Установите правила и придерживайтесь их» |
Выполняются ли процедуры, установленные первыми тремя шагами? |
|
Может ли сотрудник объяснить ценность методики 5S? |
|
|
Доступны ли сотруднику инструкции, техническая и другая необходимая документация? |
|
|
Проведено ли профилактическое обслуживание оборудования, обновлены ли программы на компьютерах и т.п.? |
|
|
Любой необходимы для работы предмет можно найти менее, чем за 30 секунд? |
|
|
5. Совершенствование «Постоянно поддерживайте порядок и улучшайте рабочее место» |
Вся ли информация по показателям производительности доступна для сотрудника? |
|
Проходил ли сотрудник обучение по 5S или какое-либо переобучение? Изучал метод самостоятельно? |
|
|
Чётко ли определена роль сотрудника? |
|
|
Метод 5S не воспринимается как повседневная рутина? |
|
|
Своевременно ли был проведён последний 5S аудит? (не реже одного раза в два месяца) |
|
А теперь, подсчитаем баллы и подведём итог:
Запомните одно из важных правил: система 5S обязательна для выполнения всеми сотрудниками.
Мечта каждого руководителя – организация эффективной работы сотрудников офиса. В рамках практико-ориентированного курса рассматриваются основные шаги и приемы, которые необходимо осуществить руководителю для внедрения концепции бережливого производства в офисной работе с целью предотвращения потерь.
Вы сможете выбрать только актуальные для вас темы.